Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 1087071-7 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1087071-7 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается установить, что услуги связи по передаче и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оказываемые абоненту-гражданину для доступа к сайтам, включенным в перечень отечественных социально значимых сайтов в сети "Интернет", оказываются без взимания платы. Порядок формирования и ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечня отечественных социально значимых сайтов в сети "Интернет", критерии отбора сайтов для их включения в указанный перечень, а также требования к владельцам сайтов, включенным в данный перечень, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Также законопроектом устанавливается, что технические условия предоставления доступа к сайтам, включенным в перечень отечественных социально значимых сайтов в сети "Интернет", определяются правилами оказания услуг связи.
Подчеркивая актуальность концепции проекта федерального закона и его социальную направленность в части обеспечения граждан безвозмездным доступом к отечественным социально значимым сайтам, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи отмечает ряд замечаний и предложений правового и лингвостилистического характера по законопроекту.
Полагаем целесообразным раскрыть в проекте федерального закона содержание термина "отечественные социально значимые сайты", определив именно на законодательном уровне, а не в подзаконном акте содержание общих требований к таким сайтам и их владельцам. В частности, необходима правовая проработка вопросов ограничения иностранного участия для владельцев таких сайтов. Следует также определить в законопроекте критерии отнесения сайтов к отечественным социально значимым сайтам и иные требования к ним.
Поскольку самый большой объем потребляемого трафика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" составляет видеоконтент, который и определяет основную нагрузку на сетевую инфраструктуру, представляется актуальной выработка консолидированной позиции с участием уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об определении типа безвозмездно предоставляемого контента. Обращаем также внимание, что обеспечение доступа к отечественным социально значимым сайтам может повлечь дополнительную, в том числе финансовую нагрузку на операторов связи, что в свою очередь создает риски увеличения тарифов на услуги связи для пользователей. При этом механизм возмещения расходов операторам связи проектом федерального закона не предусматривается, а в финансово-экономическом обосновании отмечается, что реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Учитывая, что услуги связи оказываются абонентам на основе договорных правоотношений, в законопроекте требуется определить основание для оказания услуг связи по предоставлению безвозмездного доступа к отечественным социально значимым сайтам абонентам-гражданам (специальные договоры, дополнительные соглашения). Также необходимо уточнить процедуру предоставления операторами связи доступа к таким услугам связи, если оказание услуг связи приостановлено, например, в случаях неуплаты абонентской платы пользователем.
В перечень отечественных социально значимых сайтов предполагается включение самых различных информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этой связи, в целях обеспечения бесперебойной и безвозмездной доступности государственных и муниципальных услуг в дистанционном режиме, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о нормативном придании наивысшего приоритета доступа граждан к порталам государственных и муниципальных услуг, официальным сайтам органов государственной власти, организациям здравоохранения, образования и социальной защиты, установив при этом поэтапный период вступления в силу проекта федерального закона в зависимости от приоритета сайтов, включаемых в перечень отечественных социально значимых сайтов. Указанный подход обеспечит возможность гарантированного взаимодействия граждан с государственными институтами в онлайн режиме, а также дополнительную реализацию социальных обязательств государства перед населением.
Высказанные замечания могут быть учтены при доработке проекта федерального закона ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 1087071-7 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.