Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 1090156-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (в части расширения перечня лиц, подлежащих государственной защите) внесен депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, В.И. Пискаревым
(утв. Решением от 27 января 2021 г. N 193/4)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект (измененный текст), Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он направлен на совершенствование законодательства об обеспечении государственной защиты, а также на формирование единых правовых подходов и устранения существующего правового неравенства между различными категориями государственных служащих.
Так, для сотрудников и военнослужащих МВД России, Росгвардии, Минобороны России и СВР России Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Федеральный закон) установлены обязательные дополнительные требования, необходимые для применения мер государственной защиты (осуществление оперативно-розыскной, следственной деятельности или дознания; участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, исполнение приговоров, постановлений и определений судов; непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; непосредственное участие в борьбе с терроризмом; непосредственное участие в специальных операциях или выполнение специальных функций по обеспечению безопасности Российской Федерации), что ставит их в неравное положение по отношению к сотрудникам других правоохранительных, контрольно-надзорных органов и специальных служб.
При этом с учетом специфики задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, органы внутренних дел, Росгвардию и СВР, угроза для жизни и личной безопасности военнослужащих (сотрудников) этих организаций может возникать безотносительно их личного (непосредственного) участия в вышепоименованных мероприятиях.
В этой связи законопроектом вносятся изменения в статью 2 Федерального закона, позволяющие применять меры государственной защиты (при наличии соответствующих оснований) в отношении любых сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии, военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и военнослужащих органов внешней разведки (аналогично военнослужащим и сотрудникам других правоохранительных, силовых и контрольно-надзорных органов).
Кроме того, законопроектом предлагается законодательно закрепить существующий порядок участия войск национальной гвардии в осуществлении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.
Замечаний по концепции законопроекта не имеется.
Вместе с тем, Комитет по обороне не может не отметить, что предлагаемые изменения не устраняют уже существующую в изменяемых нормах, по нашему мнению, правовую неопределенность в отношении применения государственной защиты к гражданам, уволенным с военной службы и принимавшим, например, непосредственной участие в борьбе с терроризмом. Полагаем целесообразным дополнительное обсуждение этой проблемы при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении.
Первый заместитель |
А.Л. Красов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.