Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1090156-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном и В.И. Пискаревым проект федерального закона N 1090156-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - законопроект).
Концепция законопроекта направлена на совершенствование законодательства о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и формирование единых правовых подходов.
Статьей 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Федеральный закон) предусматривается, что государственной защите подлежат судьи, прокуроры, сотрудники уголовно-исполнительной системы, ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации, ФССП России, ФСО России, ФТС России, ФНС России, ФАС, федеральных органов государственного контроля, Росфинмониторинга и Счетной палаты Российской Федерации.
При этом дополнительных требований к указанным категориям должностных лиц Федеральным законом не предъявляется, что позволяет при наличии угрозы их жизни, здоровью и имуществу применять меры государственной защиты безотносительно должностных обязанностей таких лиц.
Вместе с тем в отношении сотрудников МВД России, военнослужащих и сотрудников Росгвардии, военнослужащих Минобороны России и органов внешней разведки Российской Федерации Федеральным законом установлены дополнительные требования, необходимые для применения мер государственной защиты: осуществление оперативно-розыскной, следственной деятельности или дознания; участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; исполнение приговоров, постановлений и определений судов; непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; непосредственное участие в борьбе с терроризмом; непосредственное участие в специальных операциях или выполнение специальных функций по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Действующие нормы Федерального закона создают неравные условия для сотрудников (военнослужащих) МВД России, Росгвардии, Минобороны России и органов внешней разведки Российской Федерации по отношению к сотрудникам других правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
При этом с учетом специфики задач, возложенных на МВД России, Росгвардию, Минобороны России и органы внешней разведки Российской Федерации угроза жизни, здоровью и имуществу сотрудников (военнослужащих) таких ведомств может возникать безотносительно их непосредственного участия в предусмотренных Федеральным законом мероприятиях.
В связи с этим законопроектом предлагается внести в статью 2 Федерального закона изменения, позволяющие при наличии угрозы жизни, здоровью и имуществу применять меры государственной защиты в отношении любых сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и военнослужащих органов внешней разведки Российской Федерации по аналогии с сотрудниками (военнослужащими) других правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
Наряду с этим законопроектом предлагается внести в статью 6 Федерального закона изменения, предусматривающие возможность привлечения войск национальной гвардии Российской Федерации к осуществлению органами внутренних дел личной охраны защищаемых лиц, охраны их жилища и имущества.
При этом порядок такого взаимодействия согласно законопроекту предлагается определить постановлением Правительства Российской Федерации.
Положения законопроекта не противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.