Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1090156-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", внесенному депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, В.И. Пискаревым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Закон), включив в перечень лиц, подлежащих государственной защите, всех военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации, военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания полиции, проходящих службу в войсках национальной гвардии. При этом законопроектом предлагается исключить такие обязательные, предусмотренные действующей редакцией Закона, условия применения к указанным лицам мер безопасности, как, в частности, непосредственное участие указанных лиц в борьбе с терроризмом, в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, в специальных операциях. Таким образом, предлагаемые изменения существенно расширят круг лиц, подлежащих государственной защите, что в свою очередь потребует также увеличения численности сотрудников специальных подразделений, создаваемых в соответствующих федеральных органах исполнительной власти в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц.
Проектной редакцией пункта 6 части первой статьи 2 Закона к лицам, подлежащим государственной защите, предлагается отнести всех сотрудников органов внутренних дел (независимо от выполняемых ими функций). Однако пунктами 3, 4 и 5 этой же нормы Закона к защищаемым лицам отнесены следователи, лица, производящие дознание, лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, которые одновременно могут являться сотрудниками органов внутренних дел, в связи с чем предлагаемая редакция пункта 6 приведет к дублированию соответствующих норм.
Статью 6 Закона проектом предлагается дополнить частью третьей (пункт 2 законопроекта), устанавливающей возможность привлечения войск национальной гвардии Российской Федерации к осуществлению органами внутренних дел личной охраны защищаемых лиц, охраны их жилища и имущества. Как следует из пояснительной записки, данное предложение обусловлено тем, что в настоящее время МВД России не располагает собственными спецподразделениями, способными выполнять охрану защищаемых лиц, их жилища и имущества. Между тем, учитывая предлагаемое проектом значительное увеличение числа лиц, подлежащих государственной защите, ряд других федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена обязанность по применению и осуществлению мер безопасности, вряд ли смогут располагать достаточными силами и средствами для выполнения указанных функций. Также следует иметь в виду, что статья 6 включена в главу II "Меры безопасности" Закона, которая содержит исключительно перечень мер безопасности, без конкретизации того, на какие органы возлагается их применение и осуществление. В этой связи указанную проектную норму целесообразно перенести в главу III Закона "Органы, обеспечивающие безопасность. Основания и порядок применения мер безопасности". Так, в статье 12 Закона, можно предусмотреть норму общего характера, в соответствии с которой войска национальной гвардии могут привлекаться к осуществлению другими органами, обеспечивающими безопасность, личной охраны защищаемых лиц, охраны их жилища и имущества.
Обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится внесенный Правительством Российской Федерации и принятый в первом чтении проект федерального закона N 1075003-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части отнесения отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих к лицам, подлежащим государственной защите" (постановление от 27 января 2021 года N 9724-7 ГД). Указанным проектом также предлагается внести изменения в пункты 6.2 - 6.6 части первой статьи 2, пункт 2 части первой и часть третью статьи 12 Закона, с которыми предлагаемые настоящим законопроектом изменения согласуются не в полной мере.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.