Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 1044680-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка проведения расчетов за энергетические ресурсы)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет), рассмотрев проект федерального закона N 1044680-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка проведения расчетов за энергетические ресурсы) (далее - Законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.С. Пиляевым, А.Ю. Морозовым, С.Г. Каргиновым, А.В. Андрейченко, С.В. Натаровым, Н.В. Березиным, Е.В. Строковой, М.С. Зайцевым и А.Б. Курдюмовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), по смыслу которых расчеты за энергетические ресурсы предлагается осуществлять на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее - приборы учета) только в том случае, если качество энергетических ресурсов соответствует "государственным стандартам и ГОСтам, СНиПам, и другим нормативно правовым актам".
В случае передачи энергетических ресурсов, качество которых не соответствует нормативным требованиям, предлагается не учитывать количественные значения приборов учета при исчислении платы и расчеты за период выявленных нарушений.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на исключение предоставления ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) энергетических ресурсов ненадлежащего качества в многоквартирные дома (случаев нарушения температурного графика в отопительных системах многоквартирных домов путем завышения температуры подаваемого теплоносителя; снабжения горячей водой ненадлежащей температуры). По мнению авторов, принятие законопроекта упростит порядок возмещения потребителям коммунальных услуг ущерба, причиненного в результате подачи ресурсоснабжающей организацией энергетических ресурсов ненадлежащего качества. Перерасчет за поставленные некачественные энергетические ресурсы предлагается производить на основании акта, составленного с привлечением организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, без обращения в суд, что, по мнению авторов, приведет к снижению нагрузки на судебную систему.
Комитетом отмечается, что законопроект не содержит нормативного регулирования процесса (процедуры) освобождения потребителя от оплаты энергоресурсов ненадлежащего качества, перечня документов, в том числе порядка их составления (формы), являющихся основаниями для освобождения потребителя от обязанности оплаты поставленных энергетических ресурсов ненадлежащего качества.
Законопроектом не установлено, каким именно документом будет устанавливаться и подтверждаться отсутствие качества поставленного энергоресурса.
Дополнительно из положений законопроекта и пояснительных материалов к нему не представляется возможным сделать вывод, каким образом, кем и в какой момент будет устанавливаться несоответствие качества энергетических ресурсов ГОСТам, СНИПам и другим нормативным правовым актам.
Поскольку ухудшение качества поставленного энергоресурса может происходить по вине любого из участника процесса поставки энергоресурса (генератор, инфраструктурная компания, управляющая компания МКД), документ, устанавливающий факт поставки некачественного энергоресурса, должен составляться с участием уполномоченных представителей всех участников данного процесса.
Комитетом отмечается, что статья 13 Федерального закона N 261-ФЗ регулирует вопросы оснащения приборами учета. Вопросы качества энергетического ресурса уже урегулированы нормами жилищного и отраслевого законодательства.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 542, пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" качество теплоснабжения определяется как "совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя", которые определяются расчетами (схемой) системы теплоснабжения.
Кроме того, согласно части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соответствующие положения установлены пунктом 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354:
"98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в МКД коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность..., размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги."
Также статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Дополнительно Комитетом отмечается, что в законопроекте не принимается во внимание тат факт, что водоснабжение является услугой, а не передачей энергетических ресурсов.
Таким образом, правовые механизмы, направленные на соблюдение ресурсоснабжающими организациями качества поставляемых ими энергетических ресурсов уже предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
Формулировка части 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ в редакции законопроекта, согласно которой в случае передачи энергетических ресурсов, качество которых не соответствует установленным требованиям, "количественные значения приборов учета не учитываются при исчислении платы и расчеты за период подачи данных энергетических ресурсов не осуществляются", противоречит базовым законодательным правилам об обязательном учете потребляемых энергоресурсов с применением приборов учета; об определении размера платы за коммунальные услуги исходя из их объема, определенного по показаниям приборов учета; об использовании расчетных способов определения количества потребляемых энергоресурсов исходя из их направленности на стимулирование потребителей к осуществлению расчетов за энергоресурсы на основании данных приборов учета (например, части 1, 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, часть 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации). Также проектируемая норма может повлечь отказ потребителей (абонентов) от предоставления ресурсоснабжающей организации показаний приборов учета и от оплаты поставленных энергетических ресурсов на основании субъективного убеждения о несоответствии качества энергоресурсов установленным требованиям, что, в свою очередь, приведет не только к росту задолженности за потребленные энергоресурсы, к их нерациональному использованию, но и к увеличению количества судебных споров, в отличие от заявленных целей принятия законопроекта.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы также отмечается, что вопросы о досудебном урегулировании споров по взысканию с ресурсоснабжающих организаций излишне уплаченных потребителями платежей и снижении нагрузки на судебную систему, о которых сказано в пояснительной записке, не нашли отражения в проекте.
На рассматриваемый законопроект получен отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации.
Большинство отзывов субъектов Российской Федерации носят отрицательный характер и содержат существенные замечания.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по энергетике не поддерживает проект федерального закона N 1044680-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка проведения расчетов за энергетические ресурсы) в представленной редакции и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.