Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1202726-7 "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В соответствии с пунктом 85 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р, Минобороны России подготовлен проект федерального закона "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие при реализации вопросов обеспечения функционирования территориально обособленного единого комплекса "Военный инновационный технополис "Эра" Министерства обороны Российской Федерации" и обеспечения жизнедеятельности на его территории.
Законопроект разработан в целях наделения участников Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Технополис) мерами государственной поддержки и определяет цели, задачи и основные направления деятельности Технополиса.
Отличие Технополиса от инновационных научно-технологических центров (далее - ИНТЦ) и инновационного центра "Сколково" (далее - Сколково) заключается в целях создания. Так, целью создания ИНТЦ и Сколково является коммерциализация результатов исследований и разработок, а Технополис предназначен для создания и совершенствования вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ).
Целью деятельности Технополиса является создание организационной системы и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей поиск, развитие и внедрение передовых идей и разработок, прорывных технологий и формирования эффективной модели организации научных исследований в интересах укрепления обороноспособности Российской Федерации.
Основными задачами Технополиса являются:
поиск и реализация инновационных проектов по приоритетным направлениям укрепления обороны страны, создания и (или) совершенствования ВВСТ;
разработка, развитие и внедрение передовых идей и прорывных технологий в интересах обеспечения безопасности государства;
создание новой модели взаимодействия научных и образовательных организаций, научных рот Вооруженных Сил Российской Федерации, предприятий промышленности и организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) при разработке и производстве высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения;
сохранение и наращивание научного потенциала научных и образовательных организаций Российской Федерации, а также организаций ОПК.
Основными положениями законопроекта:
предусмотрены основные понятия территории, инфраструктуры, специализированной организации Вооруженных Сил Российской Федерации и т.д. и круг юридических лиц - участников Технополиса, которые будут осуществлять свою деятельность исключительно для реализации целей и задач Технополиса на основании заключаемых договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права пользования в отношении государственного имущества, находящегося на территории Технополиса и не закрепленного на праве оперативного управления за специализированной организацией.
определены органы управления Технополисом, их задачи и полномочия, источники финансового обеспечения деятельности Технополиса, задачи фонда развития Технополиса.
Совместно с руководством публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" принято решение о создании фонда развития Технополиса с учредителем ПАО "Промсвязьбанк", что позволит в различных формах (гранты, беспроцентные займы и т.п.) осуществлять финансирование проводимых участниками Технополиса научных исследований и работ, так как коммерческая организация - участник Технополиса осуществляет деятельность по разработке и созданию продукции военного, специального и двойного назначения или инициативные научные исследования и разработки в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации за счет собственных средств и ее финансирование из бюджетных средств Минобороны России не предусматривается.
Законопроектом определен перечень мер государственной поддержки участникам Технополиса в соответствии с законодательством Российской Федерации, общие условия деятельности и особенности их правового статуса.
Вводится упрощенная система осуществления образовательной деятельности на территории Технополиса, в частности предлагается осуществлять образовательную деятельность без получения предусмотренной законодательством Российской Федерации лицензии и государственной аккредитации. Меры государственной поддержки в части образовательной деятельности вводятся для участников Технополиса, а не для Технополиса.
Контроль за организацией и ведением образовательной деятельности осуществляет орган военного управления (Направление военного образования Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации).
Пятой главой законопроекта определяются особенности регулирования отдельных отношений в Технополисе. В частности, введены ограничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на территории Технополиса в части касающейся исполнения полномочий, осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации.
Отдельной главой проекта закона предлагается внести изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается перечень мер государственной поддержки участникам Технополиса:
в целях финансовой поддержки участников Технополиса при разработке и созданию ими инноваций по совершенствованию ВВСТ совместно с руководством ПАО "Промсвязьбанк" как опорного банка для оборонно-промышленного комплекса создается фонд развития Технополиса;
предоставляется право уполномоченному органу (Минобороны России) заключать договора аренды, договора безвозмездного пользования имуществом и иные, предусматривающие переход права пользования в отношении государственного имущества, находящегося на территории Технополиса, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров;
введены ограничения полномочий органов государственной власти на территории Технополиса, осуществляемые Минобороны России (в сфере гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности, проведения мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности, государственного строительного надзора и другие);
вводится упрощенная система осуществления образовательной деятельности на территории Технополиса.
Военный инновационный технополис "Эра" Министерства обороны Российской Федерации является воинской частью с обособленной территорией, пропускным режимом, штатом, укомплектованным военнослужащими по контракту и военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, с организацией прохождения ими военной службы в соответствии с воинскими уставами, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации".
Поэтому имущество Технополиса является имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, переданным в установленном порядке в оперативное управление и (или) безвозмездное пользование специализированной организации - федеральному государственному автономному учреждению "ВИТ "ЭРА".
Законопроектом предусматривается установить следующие требования к участнику Технополиса:
это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, проводящее научные исследования и разработки в области обороны и безопасности государства и (или) осуществляющее деятельность по разработке и созданию продукции военного, специального, двойного назначения, имеющее и готовое разрабатывать инновацию (прорывную технологию) по направлениям научных исследований Технополиса.
Основанием рассмотрения организации для участия в работе Технополиса является наличие у нее инновационной разработки (прорывной технологии) по направлениям научных исследований Технополиса.
Минобороны России определяет заинтересованный в данной разработке орган военного управления, проводит научно-техническую экспертизу данной разработки (инновации, технологии) и предлагает ее к рассмотрению на Совете Технополиса.
После утверждения Советом Технополиса с организацией заключается договор о совместной деятельности, предусматривающий условия научно-исследовательской деятельности организации за счет ее собственных финансовых средств, в том числе на территории Технополиса с использованием лабораторной и научно-производственной базы Технополиса.
Таким образом, организация, ставшая участником Технополиса, соответствует целям деятельности Технополиса, осуществляет деятельность в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Количество участников Технополиса ограничено (не более 50) в связи со сравнительно небольшой территорией Технополиса (17,15 га), на которой размещены 14 лабораторий, такие как, например, лаборатория робототехники, лаборатория информатики, вычислительной техники и информационно-телекоммуникационных систем, лаборатория биотехнических систем и технологий, лаборатория нанотехнологий и наноматериалов, лаборатория технологий, аппаратов и машин жизнеобеспечения и др.
Особенности осуществления отдельных видов контроля (надзора) на территории Технополиса будут осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Принятие законопроекта позволит обеспечить рост доходов федерального бюджета, рост экономики региона, создание новых рабочих мест, привлечение в инновационную сферу инвестиций и профессионалов, развитие науки и образования путем создания новых кооперационных цепочек с учетом уже существующих межрегиональных кооперационных связей, расширения рынков производимой продукции, снижения зависимости от импорта высокотехнологичной продукции во многих отраслях (машиностроении, химической, электротехнической, радиоэлектронной, фармацевтической промышленности).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не оказывает влияния на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Издание закона не потребует внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, не потребует увеличения установленной предельной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а также дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на обеспечение деятельности Технополиса и не повлечет социальных последствий.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
На обеспечение деятельности Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Технополис) предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидии федеральному государственному автономному учреждению "Военный инновационный технополис "ЭРА" (далее - ФГАУ "ВИТ "ЭРА") на выполнение государственного задания по КБК 187 0208 311039005 621 в размере:
на 2021 год - 343 085,7 тыс. рублей;
на 2022 год - 364 940,2 тыс. рублей;
на 2023 год - 370 964,1 тыс. рублей.
Расходы на последующие годы будут предусмотрены федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый период.
Дополнительных расходов федерального бюджета не потребуется.
В части финансирования ключевых инновационных проектов Технополиса в случае их соответствия требованиям и критериям, определенным Федеральным законом от 16 октября 2012 г. N 174-ФЗ "О Фонде перспективных исследований", будет осуществляться Фондом перспективных исследований в установленном порядке.
Кроме того, источниками финансирования мероприятий по обеспечению деятельности Технополиса являются средства, полученные при осуществлении иной приносящей доход деятельности ФГАУ "ВИТ "ЭРА" (средства от выполненных научно-исследовательских работ по заказам головных исполнителей государственного оборонного заказа).
Справочно:
В 2018 - 2020 годах по выполняемым 8 научно-исследовательским работам ("Абик", "Мыслитель-2015", "Зрачок", "Наведение-17", "Фибра", "Основа", "Визир-БС-Э", "Артист)") получено 10 584,0 тыс. рублей.
Реализация законопроекта не потребует увеличения установленной предельной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а также дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменения в следующие акты:
1. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
2. Земельный кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
4. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
6. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе";
7. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
9. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащие признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления и изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.