Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1201518-7 "Об упразднении Губкинского районного суда Белгородской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении Губкинского районного суда Белгородской области" разработан в соответствии со статьёй 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3 и 32 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и обусловлен необходимостью проведения оптимизации организационно-штатной структуры районных (городских) судов Белгородской области с целью их укрупнения и равномерного распределения служебной нагрузки между судьями для повышения эффективности их деятельности по отправлению правосудия.
В постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2007 года N 133 "О программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года" особо отмечается, что действующая система судов общей юрисдикции требует дальнейшей оптимизации путём упразднения малосоставных судов и укрупнения судебных районов с перераспределением штатной численности судей и работников аппаратов судов.
В рамках исполнения указанного постановления Президиума Совета судей Российской Федерации за период с января 2008 года по настоящее время принято 78 федеральных законов об упразднении и (или) создании судов общей юрисдикции, согласно которым в общей сложности было упразднено более 370 федеральных судов общей юрисдикции (районных судов).
В настоящее время в пределах территории города Губкин и Губкинского района Белгородской области функционирует единое муниципальное образование - Губкинский городской округ, образованное в соответствии с законом Белгородской области от 7 сентября 2007 года N 137 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального района "Город Губкин и Губкинский район", и наделении вновь образованного муниципального образования статусом городского округа".
Каких-либо федеральных или областных органов государственной власти, территориальные подразделения которых функционировали бы отдельно на территории города Губкин и Губкинского района Белгородской области, не имеется. Тем не менее, в пределах территории указанных административно-территориальных единиц Белгородской области продолжают существовать два суда - Губкинский городской и Губкинский районный. Разумеется, подобная ситуация не может не приводить к определённым проблемам, в том числе и при разграничении территориальной подсудности указанных судов.
При этом к настоящему времени штатная численность судей Губкинского районного суда Белгородской области составляет 2 единицы (председатель суда и судья), что существенно затрудняет как саму их деятельность по осуществлению правосудия, так и процесс обеспечения этой деятельности в указанном малосоставном суде.
Временное отсутствие одного из судей (по причине отпуска, командировки, нетрудоспособности и т.п.) приводит в таком суде к двойному росту служебной нагрузки у другого судьи, что негативно сказывается на соблюдении разумных сроков рассмотрения дел и эффективности осуществления правосудия. Подобное положение особенно проявилось в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), когда согласно действующим правилам необходимо соблюдать режим самоизоляции в определённых случаях и не следует находиться на рабочем месте с любыми симптомами респираторных заболеваний.
Кроме того, в двусоставном районном суде зачастую оказывается невозможным выполнение некоторых процессуальных положений (например, обеспечение рассмотрения определённых категорий дел, подсудных районному суду, в составе коллегии из трёх судей при наличии соответствующего ходатайства обвиняемого; рассмотрение в ином составе дела, направленного на новое рассмотрение в ином составе судей вышестоящим судом; дальнейшее рассмотрение дела при заявлении судьёй самоотвода либо удовлетворение заявленного ему отвода сторонами).
Вместе с тем, анализ служебной нагрузки судей Губкинского районного суда Белгородской области в течение последних нескольких лет свидетельствует о нецелесообразности введения в указанном суде дополнительных единиц судей. В этом случае нагрузка на каждого из судей по рассмотрению дел будет значительно ниже средних показателей по судам Белгородской области. Так, в 2017 году служебная нагрузка на 1 судью по штату в месяц составила: по области - 36,9 дел, в районном суде - 28,4 дел; в 2018 году: по области - 40,1 дел, в районном суде - 30,7 дел; в 2019 году: по области - 41,3 дело, в районном суде - 29,1 дел.
Частью 1 статьи 32 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" установлено, что районный суд создаётся федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Следовательно, выход из сложившейся ситуации возможен путём упразднения Губкинского районного суда Белгородской области с передачей относящихся к его ведению вопросов по осуществлению правосудия в юрисдикцию находящегося на территории того же района Губкинского городского суда Белгородской области, где на протяжении нескольких лет также происходит увеличение служебной нагрузки на судей, но в пределах средних показателей по области (в 2017 году - 22,5 дела из расчёта на 1 судью по штату в месяц; в 2018 году - 24,9 дела; в 2019 году - 25,8 дел). При этом штатную численность судей и работников аппарата упраздняемого суда предлагается передать в более крупный по численности Губкинский городской суд Белгородской области, который продолжит своё функционирование с расширением юрисдикции за счёт упраздняемого суда.
Принятие законопроекта не повлечёт за собой ограничения прав граждан на доступ к правосудию, поскольку Губкинский районный суд Белгородской области и Губкинский городской суд Белгородской области находятся на территории одного и того же района. При этом судьи и работники аппарата упраздняемого суда останутся работать в том же здании, в связи с чем граждане смогут беспрепятственно реализовать своё право на обращение в Губкинский городской суд Белгородской области с учётом места их непосредственного проживания.
Предлагаемый законопроект был рассмотрен на заседании Совета судей Белгородской области, по результатам которого был единогласно поддержан его членами. При обсуждении указанного законопроекта Советом судей Белгородской области председатель и судья Губкинского районного суда Белгородской области выразили намерение в случае принятия закона продолжить работу на должностях судей Губкинского городского суда в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в связи чем выплаты дополнительных компенсаций действующим судьям Губкинского районного суда Белгородской области не предполагается.
Аналогичным образом планируется сохранить штатную численность аппарата Губкинского районного суда Белгородской области, передав её в Губкинский городской суд Белгородской области, в связи с чем также не предполагается компенсационных выплат государственным гражданским служащим и иным сотрудникам аппарата упраздняемого суда (за исключением должности администратора суда).
Таким образом, принятие законопроекта об упразднении малосоставного Губкинского районного суда Белгородской области с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Губкинского городского суда, а также штатной численности судей и работников аппарата упраздняемого суда позволит усовершенствовать и организовать наиболее оптимальное функционирование органов судебной власти на территории Губкинского городского округа, а также обеспечить равномерное распределение служебной нагрузки среди судей, что в случае принятия федерального закона будет способствовать повышению эффективности осуществления правосудия и более полной реализации права граждан на судебную защиту.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об упразднении Губкинского районного суда Белгородской области"
Реализация проекта федерального закона "Об упразднении Губкинского районного суда Белгородской области" в случае его принятия в качестве федерального закона повлечёт за собой дополнительные расходы за счёт средств федерального бюджета.
Согласно расчётам Управления Судебного департамента в Белгородской области на эти цели потребуется 115 615,00 рублей, в том числе:
1) расходы на выплату четырёхмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" в связи с сокращением должности администратора Губкинского районного суда Белгородской области - 92 575,00 рублей (компенсационная выплата при увольнении = 21 519,00 рублей (размер месячного денежного содержания администратора суда) х 4 месяца + 6 498,74 рублей (страховые взносы));
2) на замену вывески на здании суда - 1 шт. х 5 000,00 = 5 000,00 рублей;
3) на изготовление гербовой печати - 1 шт. х 2 000,00 = 2 000,00 рублей;
4) на изготовление печатей - 10 шт. х 900,00 = 9 000,00 рублей, штампов - 4 шт. х 460,00 = 1 840,00 рублей;
5) на замену удостоверений для работников аппарата суда - 10 шт. х 120,00 = 1 200,00 рублей;
6) расходы на публикацию объявления об упразднении Губкинского районного суда Белгородской области в средствах массовой информации - 1 шт. х 4 000,00 = 4 000,00 рублей.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией проекта федерального закона, будет осуществлено за счёт средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об упразднении Губкинского районного суда Белгородской области"
Принятие федерального закона "Об упразднении Губкинского районного суда Белгородской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.