Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 июня 2021 г. N 5.1-01/1919
по Федеральному закону "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 17 июня 2021 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу сенатором Российской Федерации А.К. Пушковым, депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым, А.В. Горелкиным 21 мая 2021 года (законопроект N 1176731-7).
Федеральным законом устанавливаются особенности деятельности иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации.
Устанавливается обязанность указанных лиц, в частности, создать филиал или открыть представительство или учредить российское юридическое лицо и обеспечить функционирование на территории Российской Федерации филиала или представительства или российского юридического лица в соответствии с предусмотренными Федеральным законом требованиями.
Определяются полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), по размещению на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечня иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, и поддержанию его в актуальном состоянии.
Устанавливаются виды мер понуждения к исполнению иностранными лицами, осуществляющими деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, законодательства Российской Федерации:
информирование пользователей информационного ресурса иностранного лица о нарушении иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, законодательства Российской Федерации;
запрет на распространение рекламы иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, и (или) его информационного ресурса в качестве объекта рекламирования;
запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица;
ограничение осуществления переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц в пользу иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации;
запрет на поисковую выдачу;
запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование) "и" (информация, информационные технологии и связь) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно статье 19 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 5 (об обязанности иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, создать филиал, или открыть представительство, или учредить российское юридическое лицо и обеспечить их функционирование на территории Российской Федерации), вступающего в силу с 1 января 2022 года, и части 6 статьи 10 (о применении Роскомнадзором предусмотренных мер понуждения в случае неисполнения иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, обязанности по предоставлению информации о рекламе), которая вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение должно быть начато Советом Федерации не позднее 2 июля 2021 года.
Реализация Федерального закона потребует издания подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Роскомнадзора.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.