Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 июня 2021 г. N 3.1-05/2391
по Федеральному закону "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 17 июня 2021 г.
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1176731-7) был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым, А.В. Горелкиным, сенатором Российской Федерации А.К. Пушковым 21 мая 2021 года и принят Государственной Думой 1 июня 2021 года в первом чтении, 16 июня 2021 года - во втором чтении,17 июня 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами (результатами) такой деятельности.
В соответствии с Федеральным законом на указанные лица и организации возлагается обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации.
Целью Федерального закона является установление равных условий деятельности на территории Российской Федерации российских и иностранных лиц.
Федеральный закон предлагает создать механизм взаимодействия государственных органов власти с зарубежными интернет-компаниями на территории Российской Федерации.
Глава 1 Федерального закона содержит общие положения.
Глава 2 Федерального закона определяет особенности осуществления деятельности иностранных лиц в сети "Интернет" на территории Российской Федерации.
Федеральным законом дается определение понятия "иностранное лицо, осуществляющее деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации", а также определяются условия, при которых такое лицо будет им признано.
Под иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, будет пониматься иностранное лицо, осуществляющее любую деятельность, не запрещенную на территории Российской Федерации, осуществляемую при условии, что иностранное лицо является владельцем сайта в сети "Интернет", и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации.
Федеральный закон устанавливает, что иностранное лицо, осуществляющее деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, будет обязано:
- создать филиал, или открыть представительство, или учредить российское юридическое лицо и обеспечить функционирование на территории Российской Федерации филиала, или представительства, или российского юридического лица в соответствии с требованиями, предусмотренными отдельной статьей Федерального закона;
- зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в сети "Интернет" и использовать его для взаимодействия с государственными органами Российской Федерации;
- разместить на информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций.
На Роскомнадзор возлагается обязанность выявлять иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечень указанных лиц, осуществлять мониторинг исполнения ими положений Федерального закона. Кроме того, Федеральный закон определяет порядок взаимодействия Роскомнадзора и провайдеров хостинга с указанными лицами.
Порядок идентификации провайдеров хостинга или иных лиц, обеспечивающих размещение информационных ресурсов, в сети "Интернет", пользователи которых находятся на территории Российской Федерации, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в сети "Интернет" и их взаимодействия с Роскомнадзором, будет определяться методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом установлен порядок исключения иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, из перечня Роскомнадзора.
В случае неисполнения иностранным лицом, осуществляющим деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, обязанностей по предоставлению информации о рекламе в Роскомнадзор в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении указанного иностранного лица на основании решения Роскомнадзора будут применяться меры понуждения.
Глава 3 Федерального закона определяет меры понуждения к исполнению иностранными лицами, осуществляющими деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, требований законодательства Российской Федерации. К таким мерам будут относиться: информирование пользователей информационного ресурса о нарушении законодательства Российской Федерации, запрет на распространение рекламы об информационном ресурсе, запрет на проведение платежей в адрес интернет-ресурса, запрет на поисковую выдачу, запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных, частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу.
Глава 4 Федерального закона содержит заключительные положения.
Федеральный закон вступит в силу со дня его опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Федеральный закон потребует разработки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по международным делам, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по экономической политике предлагают одобрить данный Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.