Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 июня 2021 г. N 3.5-04/1199
по проекту федерального закона N 1176731-7 "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 июня 2021 года, комитет по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским и другими, а также сенатором Российской Федерации А.К. Пушковым, в целях регламентации официального присутствия зарубежных компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, затрагивающую интересы российских граждан, а также для установления равных условий деятельности для российских и иностранных лиц.
Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами (результатами) такой деятельности.
Также Федеральный закон определяет механизм взаимодействия государственных органов власти с иностранными интернет-компаниями на территории Российской Федерации и устанавливает особенности осуществления деятельности иностранных лиц в сети "Интернет" на территории Российской Федерации.
Федеральный закон устанавливает, что владельцы крупных иностранных информационных ресурсов с аудиторией более 500 тысяч человек российских пользователей, для работы в Российской Федерации обязаны создать филиалы или открыть представительства или учредить российские юридические лица, представляющие интересы головных компаний и являющиеся каналом взаимодействия с российскими регуляторами на территории Российской Федерации. Такие обязанности распространяются на провайдеров хостинга, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в сети "Интернет".
Кроме того, Федеральным законом определяются меры понуждения иностранных интернет-компаний к выполнению требований российского законодательства. В случае неисполнения иностранной интернет-компанией требований Федерального закона, запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, в отношении указанного лица применяется одна или одновременно несколько из следующих мер понуждения:
- информирование пользователей информационного ресурса о нарушении иностранной интернет-компанией законодательства Российской Федерации;
- запрет на распространение рекламы иностранной интернет-компании на территории Российской Федерации и (или) его информационного ресурса в качестве объекта рекламирования;
- запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранной интернет-компании;
- ограничение осуществления переводов денежных средств и приема платежей российских физических и юридических лиц в пользу иностранной интернет-компании;
- запрет на поисковую выдачу;
- запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
- частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица.
Статьей 14 Федерального закона устанавливается, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - надзорный орган), в отношении иностранной интернет-компании может принять решение об ограничении переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц. Сведения о таких интернет-компаниях надзорный орган включает в перечень лиц, в пользу которых ограничены переводы денежных средств, в том числе электронных денежных средств, и прием платежей физических и юридических лиц. Перечень таких компаний размещается на официальном сайте надзорного органа в сети "Интернет" (далее - Перечень 1).
Также устанавливается, что в случае выявления надзорным органом в деятельности иностранного поставщика платежных услуг фактов оказания услуг по приему платежа, переводу денежных средств в пользу иностранной интернет-компании, сведения о которой внесены в Перечень 1, надзорный орган включает сведения о таком поставщике платежных услуг в перечень иностранных поставщиков платежных услуг (далее - Перечень 2), оказывающих услуги иностранным интернет-компаниям, включенным в Перечень 1.
Порядок формирования и ведения перечней, а также состав включаемых в них сведений, устанавливается Правительством Российской Федерации (в отношении поставщиков платежных услуг - по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).
Федеральный закон устанавливает, что кредитные организации, операторы связи, операторы почтовой связи считаются уведомленными о включении сведений в указанные перечни по истечении пяти рабочих дней со дня размещения на официальном сайте надзорного органа. С этого момента они обязаны отказать плательщику в проведении операции по переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, включая использование платежных карт, в пользу иностранных интернет-компаний прямо либо через иностранного поставщика платежных услуг, сведения о котором включены в Перечень 2.
В соответствии с Федеральным законом надзорный орган вправе выполнять действия, связанные с подтверждением факта осуществления деятельности по оказанию услуг по переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, и (или) приему платежей в пользу иностранных интернет-компаний, включенных в Перечень 1, а также направлять в Центральный банк Российской Федерации информацию о выявленных им случаях осуществления российскими кредитными организациями переводов денежных средств (электронных денежных средств) в пользу лиц, включенных в Перечень 1 и (или) Перечень 2 для принятия Центральным банком Российской Федерации в отношении таких кредитных организаций и их должностных лиц мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Кроме того, надзорный орган вправе требовать и получать у кредитных организаций, операторов связи, операторов почтовой связи сведения о лицах, выявленных на основании подтверждения фактов совершения сделок. Порядок взаимодействия с указанными лицами, а также перечень сведений, которые могут быть запрошены у указанных лиц, форма запроса, формат представления сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации (в отношении кредитных организаций - по согласованию с Центральным банком Российской Федерации). Устанавливается срок для представления запрошенных данных - в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.
Комитет отмечает, что Федеральный закон направлен на закрепление общеправовых принципов распространения юрисдикции Российской Федерации на часть сети "Интернет", которая связана с территорией и населением Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.