Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 июня 2021 г. N 5.1-01/1894
по проекту федерального закона N 1114509-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1114509-7) был внесён в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.Ю. Святенко 18 февраля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В целях развития информационно-коммуникационных технологий в сфере содействия занятости населения и комплексной модернизации государственной службы занятости Федеральным законом предусматривается:
расширение полномочий Правительства Российской Федерации в сфере занятости населения (включая установление требований к подбору подходящей работы, порядка исчисления среднего заработка гражданина по последнему месту работы, перечней информации, размещаемых работодателями и гражданами на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России");
модернизация указанной единой цифровой платформы, расширение возможностей ее использования при трудоустройстве безработных граждан (предусматривается направление участниками соответствующих отношений необходимых для этого документов и сведений друг другу в электронной форме через единую цифровую платформу);
уточнение понятия "занятые граждане", из числа которых исключаются обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по направлению органов службы занятости;
расширение понятия "граждане, испытывающие трудности в поиске работы", к числу которых Федеральным законом отнесены граждане в возрасте от 18 до 25 (ранее - до 20) лет, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование (ранее - только среднее профессиональное), и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации;
систематизация норм, касающихся содействия трудоустройству инвалидов (норма о квоте для приема их на работу из Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" переносится в новую статью 13.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", общественные объединения инвалидов включаются в число организаций, которые могут осуществлять содействие в трудоустройстве инвалидов, а работодатели наделяются правом привлекать за счет собственных средств работников соответствующих общественных объединений инвалидов в качестве наставников при содействии занятости инвалидов);
дополнение Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" нормами об ответственности за нарушение требований Закона, в том числе о возврате сумм излишне выплаченного пособия по безработице.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "б" (защита прав и свобод человека и гражданина), "ж" (социальная защита) и "к" (трудовое законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон, в соответствии с его статьей 4, вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых устанавливаются иные сроки вступления в силу.
Для реализации Федерального закона потребуется принятие подзаконных нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.