Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 июня 2021 г. N 3.8-03/3222
по проекту федерального закона N 1114509-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 июня 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.Ю. Святенко 18 февраля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", 20 апреля 2021 года принят в первом чтении, 15 июня 2021 года - во втором чтении и 16 июня 2021 года - в третьем чтении.
В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению группой депутатов и сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, И.Ю. Святенко, А.А. Клишасом в Государственную Думу направлялись 57 поправок, которые были учтены.
Проект Федерального закона был разработан в целях совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения в сфере содействия занятости населения.
Федеральным законом вносятся комплексные изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), направленные на его актуализацию в части уточнения порядка и условий признания граждан безработными, порядка оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения, оптимизации отдельных полномочий федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере занятости населения, осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также определения размеров пособия по безработице, уточнения условий и сроков приостановки и прекращения его выплаты.
Порядок регистрации безработных граждан, а также граждан в целях поиска подходящей работы будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Указанные порядки будут содержать, в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Федеральным законом уточняются административные процедуры при взаимодействии органов службы занятости и безработных граждан в рамках межрегионального, а также межведомственного взаимодействия с учетом внедрения новых информационных технологий, а также трансформации деятельности органов службы занятости как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Согласно Федеральному закону конкретизируется статус единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа), определены ее новые задачи и функции, установлены особенности интеграции региональных порталов государственных и муниципальных услуг в систему единой цифровой платформы.
В соответствии с Федеральным законом решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным будет приниматься органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, будут иметь возможность на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня соответствующего отказа.
Федеральным законом Правительство Российской Федерации наделяется новым полномочием в сфере развития региональных рынков труда. При этом в целях реализации конституционного полномочия по обеспечению выполнения принципов социального партнерства Правительство Российской Федерации будет направлять в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений информацию о разработанных дополнительных мероприятиях по развитию рынка труда и снижению напряженности на нем в субъектах Российской Федерации.
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере занятости отнесены проведение мониторинга эффективности дополнительных мероприятий на региональных рынках труда, разработка и утверждение стандартов деятельности органов службы занятости по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, а также мониторинг их исполнения.
Согласно внесенным изменениям органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут вправе устанавливать порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при постановке на учет физических лиц в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, а также безработным гражданам, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.
К новым полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации также отнесены организация и проведение специальных мероприятий по профилированию граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, а также профилированию работодателей в целях оказания им более эффективной помощи при оказании государственных услуг в сфере содействия занятости населения с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.
Кроме того, Федеральным законом закрепляется принцип координации деятельности государственных органов в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям государственной политики, включая политику в сфере образования, что позволит более четко ориентировать образовательные программы на потребности рынка труда.
Федеральным законом определяется перечень работодателей, которые будут обязаны с 1 января 2022 года размещать на единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах, соответствующих определенным требованиям, информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
Кроме того, устанавливается обязанность работодателя в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленный срок уведомлять службу занятости о дне приема на работу гражданина, направленного к нему органами службы занятости, а в случае отказа в приеме на работу - о дне явки гражданина, переговорах с ним и причине отказа в приеме на работу. Данное уведомление будет возможно направить, в том числе посредством электронного взаимодействия через единую цифровую платформу.
Одной из новелл Федерального закона является введение новой главы VIII в Законе о занятости, регулирующей ответственность безработных граждан за нарушение его положений.
Ко второму чтению поправками внесены существенные дополнения и уточнения отдельных норм Закона о занятости.
Так, Федеральным законом уточняется норма об обеспечении государственной поддержки при трудоустройстве молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи документа об образовании. Ранее данная норма была установлена для граждан от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
Федеральным законом вводится новая статья 13.2 "Установление квоты для приема на работу инвалидов", регулирующая основные вопросы в сфере содействия занятости инвалидов. При этом вносятся соответствующие изменения в статью 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях исключения дублирования норм.
Для организации сопровождения при содействии занятости инвалида работодателями на возмездной основе за счет собственных средств могут привлекаться в качестве наставников, в том числе работники соответствующих общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений инвалидов.
Необходимо обратить внимание, что согласно Федеральному закону в период обучения по направлению органов службы занятости гражданин не будет сниматься с учета в качестве безработного, при этом ему будет сохранена выплата пособия по безработице, а стипендия выплачиваться не будет. Это позволит представлять гражданину услугу по содействию в поиске работы в случае необходимости и после обучения, и гражданину не нужно будет регистрироваться в качестве безработного повторно. На период обучения предоставление услуги по содействию гражданину в поиске работы будет приостанавливаться, обязательная явка для перерегистрации в период обучения не потребуется.
Согласно Федеральному закону органы службы занятости будут иметь возможность организовать предоставление взаимосвязанных государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу "одного окна" в целях комплексного подхода при решении жизненной ситуации, связанной с занятостью.
Федеральным законом актуализированы механизмы привлечения трудовых ресурсов с учетом практической реализации региональных программ по данному направлению, а также уточнены полномочия органов власти субъектов Российской Федерации в части необходимости разработки региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, с учётом мнения трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации.
Важно отметить, что настоящий Федеральный закон предусматривает переходные нормы и вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.
Принятие Федерального закона будет способствовать повышению эффективности политики содействия занятости населения, а также развитию единого рынка труда на всей территории Российской Федерации и цифровой зрелости его участников.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить Федеральный закон.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.