Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 июня 2021 г. N 5.1-01/1886
по проекту федерального закона N 1157845-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесен депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, Э.А. Валеевым и другими, сенатором Российской Федерации В.Н. Бондаревым 23 апреля 2021 года (N 1157845-7).
Федеральный закон направлен на усиление уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
В этих целях вносятся изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ).
В частности, увеличивается срок наказания в виде лишения свободы с четырех до пяти лет за преступление, предусмотренное частью первой статьи 222 ("Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов") УК РФ. В самостоятельный состав преступления выделяются деяния, связанные с незаконным сбытом огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов к нему (максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет). Предусматриваются квалифицирующие признаки указанного деяния, как совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения; с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" (максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет). Увеличивается срок наказания в виде лишения свободы с восьми до двенадцати лет за совершение преступления организованной группой.
Вносятся изменения в статью 222.1 ("Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств") УК РФ. Так, по части первой увеличивается срок наказания в виде лишения свободы с пяти до восьми лет.
В самостоятельный состав преступления выделяются деяния, связанные с незаконным сбытом взрывчатых веществ или взрывных устройств (максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до одиннадцати лет).
Кроме того, УК РФ дополняется новой статьей 222.2, предусматривающей ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку, пересылку или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему.
В статьях 222, 222.1, 222.2 УК РФ предусматривается новый признак преступления - пересылка, в частности, оружия (в том числе крупнокалиберного), боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Федеральным законом корреспондирующие изменения вносятся в статьи 31 ("Подсудность уголовных дел"), 150 ("Формы предварительного расследования") и 151 ("Подследственность)" УПК РФ. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных новой статьей 222.2 УК РФ будет производиться следователями органов внутренних дел Российской Федерации, а также следователями органа, выявившего эти преступления.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "о" (уголовное законодательство, процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.