Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 июня 2021 г. N 5.1-01/1768
по проекту федерального закона N 1079338-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 8 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1079338-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 19 декабря 2020 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и расширен предмет правового регулирования.
Федеральный закон направлен на совершенствование вопросов, касающихся представления организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы и обеспечения условий перехода к представлению такой отчетности по принципу "одного окна".
В этих целях Федеральный закон вносит в 13 федеральных законов изменения, упрощающие требования к представлению организациями указанной отчетности.
Это обусловлено тем, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 444-ФЗ) начиная с 1 января 2020 года в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО) экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - отчетность) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа. Под ГИРБО понимается совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. От представления обязательного экземпляра отчетности освобождены организации бюджетной сферы; Банк России; религиозные организации; организации, представляющие отчетность в Банк России; организации, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, и организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Федеральная налоговая служба России обеспечивает, начиная с отчетности за 2019 год, доступ всем заинтересованным лицам к информации, содержащейся в ГИРБО, в том числе государственным органам в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия.
Вместе с тем до настоящего времени в ряде федеральных законов содержится требование о представлении организациями отчетности в адрес федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов. Федеральный закон вносит в данные федеральные законы изменения, предусматривающие отмену обязанности организаций представлять отчетность и аудиторские заключения о ней в адрес государственных органов, а также устанавливает порядок получения последними из ГИРБО необходимых сведений, связанных с отчетностью и аудиторскими заключениями о ней.
Кроме того, Федеральным законом вносится в Федеральный закон "О парламентском контроле" изменение, исключающее положение о том, что Министерство экономического развития Российской Федерации вносит на рассмотрение в Правительство Российской Федерации и представляет в Государственную Думу проект основных направлений таможенно-тарифного регулирования одновременно с внесением Министерством финансов Российской Федерации проекта основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на рассмотрение в Правительство Российской Федерации и его представлением в Государственную Думу.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением статьи 13 настоящего Федерального закона, вступающей в силу со дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктом "ж" (финансовое и таможенное регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового и таможенного регулирования. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 24 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.