Заключение Счетной палаты РФ от 28 апреля 2021 г. N ЗСП-115/03-01
на проект федерального закона N 1126364-7 "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части развития прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц)"
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 1126364-7 "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части развития прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц)" (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы С.М. Катасоновым.
Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие введение прогрессивной шкалы налогообложения налогом на доходы физических лиц, установив налоговые ставки в следующих размерах:
0 процентов - если налогооблагаемый доход за налоговый период составляет менее 204 тысяч рублей либо равен указанной сумме;
13 процентов с суммы, превышающей 204 тысячи рублей, если сумма налогооблагаемого дохода за налоговый период составляет более 204 тысяч рублей, но менее либо равна 5 миллионам рублей;
623,5 тысяч рублей и 15 процентов с суммы, превышающей 5 миллионов рублей, если сумма налогооблагаемого дохода за налоговый период составляет более 5 миллионов рублей но менее либо равна 10 миллионам рублей;
1 373,5 тысяч рублей и 25 процентов с суммы, превышающей 10 миллионов рублей, если сумма налогооблагаемого дохода за налоговый период составляет более 10 миллионов рублей но менее либо равна 100 миллионам рублей;
28 873,5 тысяч рублей и 35 процентов с суммы, превышающей 100 миллионов рублей, если сумма налогооблагаемого дохода за налоговый период составляет более 100 миллионов рублей.
Следует отметить, что в результате предлагаемых изменений для подавляющего большинства налогоплательщиков налоговая ставка либо снизится, либо будет равна нулю по сравнению с ныне действующей ставкой (по данным пояснительной записки к законопроекту 14% налогоплательщиков будут освобождены от уплаты, для 86% с доходами от 17 тыс. руб. до 417 тыс. руб. в месяц (в расчете на год от 204 тыс. руб. до 5 млн руб.) будет предусмотрено снижение налоговой базы на 204 тыс. руб. в год).
Кроме того, из-за наличия столь сильно дифференцированной шкалы налогообложения возможно неравномерное изменение объемов поступлений от налога на доходы физических лиц в бюджеты разных регионов по сравнению с ныне действующим порядком. Однако указанная проблема законопроектом не решается.
Таким образом, реализация норм законопроекта приведет к появлению выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствуют сведения об объемах выпадающих доходов и источниках компенсации указанных потерь.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что реализация его норм приведет к дополнительному поступлению налога на доходы физических лиц в размере 343 млрд. рублей в год, при этом расчеты, подтверждающие указанный тезис, отсутствуют.
На основании изложенного законопроект не поддерживается.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.