Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1126364-7 "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части развития прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц)", внесенному депутатом Государственной Думы С.М. Катасоновым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в статью 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменения, предусматривающие введение прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц:
по доходам до 204 тыс. рублей - 0%;
по доходам от 204 тыс. рублей до 5 млн. рублей - 13% с суммы, превышающей 204 тыс. рублей;
по доходам от 5 млн. рублей до 10 млн. рублей - 623,5 тыс. рублей + 15% с суммы, превышающей 5 млн. рублей;
по доходам от 10 млн. рублей до 100 млн. рублей - 1373,5 тыс. рублей + 25% с суммы, превышающей 10 млн. рублей;
по доходам более 100 млн. рублей - 28873, 5 тыс. рублей + 35% с суммы, превышающей 100 млн. рублей.
Таким образом, положениями проекта федерального закона предлагается снижение налоговой ставки до 0% для лиц с минимальными доходами и увеличение ставки налога до 35% для лиц с высокими доходами.
Следует отметить, что в настоящее время в отношении части доходов физических лиц, превышающей 5 млн. рублей в год, уже действует повышенная ставка налога в размере 15%, кроме того, для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), также применяется повышенная налоговая ставка в размере 35 процентов. Одновременно действующая редакция Кодекса содержит положения, направленные на поддержку лиц, имеющих невысокие доходы. Так, статьей 217 Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога на доходы физических лиц, а также установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты в целях снижения налогового бремени налогоплательщиков.
При этом действующая прогрессивная шкала ставок налога на доходы физических лиц установлена Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период" и применяется непродолжительный период времени с 1 января 2021 года. В связи с этим обращаем внимание на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2010 года N 137-О-П, в котором указано на необходимость соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающего сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Также следует отметить, что налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Реализация норм законопроекта может привести к изменению уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, что потребует пересмотра общего объема и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, предусмотренных в составе федерального бюджета.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту предусмотренные изменения приведут к дополнительному поступлению налога на доходы физических лиц в размере 343 млрд. рублей в год. При этом соответствующие расчеты в материалах к законопроекту не приведены.
Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона, отмечая в заключении, что изменения, предусмотренные законопроектом, способны привести к нарушению устойчивости и стабильности правового регулирования налоговых правоотношений.
Счетная палата Российской Федерации также не поддерживает законопроект.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1126364-7 "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части развития прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц)".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.