Заключение Счетной палаты РФ от 17 февраля 2021 г. N ЗСП-37/16-09
на проект федерального закона N 1072185-7 "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 16 февраля 2021 г. N 9К (1452)))
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 1072185-7 "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Авдеевым А.А., Бахметьевым В.В., Брыкиным Н.Г., Марковым А.П., Осиповым И.В., Тихомировым А.Ф., Хуснулиным Р.К.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 4.1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормой, в соответствии с которой предусматривается возможность использования не менее 5 процентов бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации, формируемого за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей и транспортного налога, в том числе на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) с твердым покрытием по территории сельских населенных пунктов.
Согласно действующей норме пункта 4.1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанный объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации используется в целях финансового обеспечения проектирования, строительства, реконструкции автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт, в том числе в виде субсидий местным бюджетам на указанную дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В пояснительной записке к законопроекту закрепление возможности использования указанных средств дорожного фонда субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог по территории сельских населенных пунктов (автомобильных дорог общего пользования местного значения) обосновывается тем, что сельские поселения не располагают достаточными ресурсами для решения вопросов строительства, реконструкции, капитального ремонта таких автомобильных дорог.
Вместе с тем отмечаем, что проектируемое направление бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения не согласуется с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации об установлении расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 85) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения, при осуществлении переданных полномочий, предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, заключения договоров (соглашений).
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не относится.
Следует также отметить, что вопросы финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Помимо упомянутых положений пункта 4.1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.2 названной статьи за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены бюджетные кредиты и субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов.
Кроме того, согласно положениям статьи 179.4 (пункты 4 и 5) Бюджетного кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации и представительным органам муниципального образования предоставлено право устанавливать порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации и муниципальных дорожных фондов соответственно.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что проектируемое направление бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения будет осуществляться в пределах установленного действующей редакцией пункта 4.1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации объема бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем финансово-экономическое обоснование не содержит оценки влияния предлагаемого решения о возможности использования установленного объема бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог по территории населенных пунктов на финансовое обеспечение иных определенных данной нормой Бюджетного кодекса Российской Федерации целей использования указанных средств. В материалах к законопроекту отсутствуют прогноз экономических и иных последствий реализации предлагаемой нормы, данные об экономическом эффекте от ее реализации.
На основании изложенного законопроект не поддерживается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.