Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1132361-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части определения порядка содержания лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон) и Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), определяющие порядок содержания лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Следует иметь ввиду, что положения проекта федерального закона находятся в нормативно-правовом единстве с положениями проекта федерального закона N 1132362-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления срока, на который лицо, содержащееся под стражей, временно помещается в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях" (далее - проект N 1132362-7)
В связи с этим, учитывая, что проектом N 1132362-7 предусматривается возможность временного помещения лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано содержание под стражу, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, не только на досудебной стадии уголовного судопроизводства, но и в ходе судебного рассмотрения уголовного дела, которое с учетом положений статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) может рассматриваться как судьей единолично, так и судом коллегиально, в части первой новой статьи 13.1 Закона целесообразно вести речь о вступившем в законную силу решении суда. Это связано с тем, что постановлением именуется любое судебное решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично, в свою очередь любое решение, вынесенное коллегиально судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, за исключением приговора и кассационного определения, выносится в форме определения (пункты 23 и 25 статьи 5 УПК РФ).
В соответствии с частью третьей новой статьи 13.1 Закона "лицо, временно помещенное в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, пользуется правами, предусмотренными статьей 37 Закона, за исключением случаев, если постановлением суда для этого лица установлены запреты совершения определенных действий". Нуждается в пояснении, о запрете каких прав идет речь с учетом того, что часть третья статьи 37 Закона уже содержит возможность ограничения отдельных прав пациентов.
В новой части седьмой статьи 24 Федерального закона N 103-ФЗ указание на "законодательство Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" необходимо согласовать с частью первой статьи 2 Закона в части обозначения законодательства.
Наименование проекта федерального закона необходимо изложить следующим образом:
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления"
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.