Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 12 мая 2021 г. к решению Комитета N 252/7
(седьмого созыва)
о проекте федерального закона N 1133046-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления обязанности отдельным категориям лиц декларировать сведения о цифровых финансовых активах) (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1133046-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, а также при обороте цифровой валюты в Российской Федерации установлено Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2021 г.
Указанное нормативное правовое регулирование затрагивает, в том числе и вопросы противодействия коррупции.
Так, статьей 24 Федерального закона N 259-ФЗ предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ), устанавливающих обязанность отдельным категориям лиц, к числу которых относятся, в том числе и лица, замещающие государственные должности (иные лица, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 230-ФЗ), ежегодно представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению имущества, в том числе цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Учитывая единую правовую природу декларирования доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера отдельными категориями лиц в целях противодействия коррупции принятие Федерального закона N 259-ФЗ потребовало, в том числе дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
В связи с этим проектируемыми нормами предусматривается установление обязанности для кандидатов, участвующих в выборах, в том числе в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке, связанной с приобретением цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Кроме того проектируемыми нормами также предлагается внести ряд изменений в действующее законодательство Российской Федерации, исключив из состава сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, подлежащих декларированию отдельными категориями лиц, акции.
Учитывая, что среди прочего в состав таких сведений действующим законодательством Российской Федерации уже включены ценные бумаги (одним из видов которых является акция), реализация проектируемых норм позволит обеспечить однозначное толкование таких норм и привести нормативное правовое регулирование противодействия коррупции в соответствие с нормами, используемыми в законодательстве Российской Федерации о ценных бумагах.
Поддерживая концептуальную обоснованность предлагаемых изменений, Комитет считает важным обратить внимание на следующее.
1. Частью 1 статьи 1 Федеральном законе от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) установлен запрет отдельным категориям лиц 1 открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В состав иностранных финансовых инструментов, согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ, включены, в том числе и цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта.
В развитие данной нормы в Письме Минтруда России 2 также отмечено, что с 1 января 2021 г. к иностранным финансовым инструментам, наличие которых у лиц, указанных в Федеральном законе N 79-ФЗ, недопустимо, будут отнесены:
- цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом;
- цифровая валюта.
По смыслу Письма Минтруда России, "ввиду отсутствия какой-либо дифференциации видов цифровой валюты, указанной в части 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ лицам, поименованным в части 1 статьи 2 Федерального закона N 79-ФЗ 3, будет запрещено владеть и пользоваться любой цифровой валютой вне зависимости от страны выпуска, в том числе цифровой валютой, выпущенной с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации. Исходя из положений части 6 статьи 27 Федерального закона N 259-ФЗ, лица, поименованные в части 1 статьи 2 Федерального закона N 79-ФЗ, обязаны до 1 апреля 2021 г. осуществить отчуждение цифровых финансовых активов, выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также цифровой валюты (вне зависимости от страны выпуска)".
В связи с этим Комитет считает целесообразным обсудить проектируемые изменения в части представления сведений отдельными лицами о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке, связанной с приобретением цифровой валюты, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки с учетом позиции, изложенной в Письме Минтруда России.
Комитет также отмечает, что принятие и реализация проектируемых норм будет способствовать усовершенствованию комплекса мер, направленных на противодействие коррупции, правовых и организационных основ предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации последствий коррупционных правонарушений, а также позволит разрешить проблему отсутствия единообразия при декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера отдельными категориями лиц.
Учитывая все вышесказанное, Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 лица, принимающие по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и (или) участвующим в подготовке таких решений
2Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.12.2020 N 18-2/10/В-12085 "О направлении информационного письма о возможности приобретения цифровых финансовых активов и цифровой валюты и владения ими отдельными категориями лиц"
3 - лица, замещающие (занимающие): государственные должности РФ; должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ;
- должности членов Совета директоров Банка России;
- государственные должности субъектов РФ;
- должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, Правительством РФ или Генеральным прокурором РФ;
- должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти; должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
- должности глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
- должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, должности в Банке России, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов РФ, нормативными актами Банка России, государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;
- депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов;
- супругам и несовершеннолетним детям лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.