Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 июня 2021 г. N 5.1-01/1921
на проект федерального закона N 1175409-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 17 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.В. Горелкиным 19 мая 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (законопроект N 1175409-7).
В Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" и Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вносятся изменения, направленные на совершенствование правового регулирования особенностей исследования объема аудитории информационных ресурсов в сети "Интернет".
Федеральным законом в статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" вводится новое понятие "исследование объема аудитории", под которым в отличие от установленного в действующей редакции понятия "исследование объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)" понимается систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к объему и предпочтениям аудитории не только телеканалов (телепрограмм, телепередач), но и сетевых изданий, а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований.
С учетом этого уточняются наименование и положения статей 24.1 ("Основные принципы проведения исследований объема аудитории") и 24.2 ("Уполномоченная организация по исследованию объема аудитории") Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", определяется, что исследования объема аудитории проводятся уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор). Устанавливается, что уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории может выступать только российское юридическое лицо.
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дополняется новой статьей 12.2 ("Особенности исследования объема аудитории информационных ресурсов в сети "Интернет"), которой, в частности, устанавливаются обязанности уполномоченной организации по исследованию объема аудитории, а также обязанности владельца информационного ресурса, аудитория которого подлежит исследованию, обеспечить уполномоченной организации возможность проведения исследований объема аудитории такого информационного ресурса, в том числе размещенных на нем продукции средств массовой информации, аудиовизуальных произведений и иной общедоступной информации, путем установки используемой уполномоченной организацией программы для электронных вычислительных машин, предназначенной для исследования объема аудитории, и (или) путем предоставления уполномоченной организации данных, необходимых и достаточных для проведения исследований.
Уполномоченная организация по исследованию объема аудитории не вправе использовать данные, полученные от владельцев соответствующих информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию, иначе чем в целях проведения исследований объема аудитории; не вправе осуществлять распространение рекламы, а также выступать в качестве представителя или посредника рекламораспространителя.
Роскомнадзор формирует реестр информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию.
Уполномоченная организация по исследованию объема аудитории обязана ежегодно представлять в Роскомнадзор отчет о проведенных исследованиях, а также размещать его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Федеральным законом также вносятся изменения уточняющего характера, в частности, в статью 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" применительно к используемой терминологии при описании электронных устройств.
В Федеральный закон от 29 декабря 2020 года N 479-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносится изменение, согласно которому не вступивший в силу пункт 18.23 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (вступает в силу с 1 января 2022 года) дополняется положениями, касающимися порядка получения согласия субъекта персональных данных на размещение его биометрических персональных данных в единой биометрической системе.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "и" (информация, информационные технологии и связь), "м" (обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно его статье 5 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", касающихся вопросов исследования объема аудитории информационных ресурсов в сети "Интернет" и порядка деятельности уполномоченной организации. Указанные положения вступают в силу с 1 октября 2021 года. До этого же срока Роскомнадзором должен быть завершен отбор уполномоченных организаций.
Реализация Федерального закона потребует издания подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Роскомнадзора.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 2 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству A.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации B.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.