Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 июня 2021 г. N 3.5-03/1233
на проект федерального закона N 1100181-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года, комитет отмечает следующее.
Законом предлагается установить в Бюджетном кодексе Российской Федерации правовые основания применения механизма казначейского сопровождения средств, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В этих целях Законом вводятся в статью 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации термины "казначейское сопровождение", "участник казначейского сопровождения", "бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей", "получатель средств из бюджета" и дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации новой главой 24.4, в которой закрепляются основы организации и функционирования механизма казначейского сопровождения целевых средств, устанавливаются случаи и основания для его применения, определяются критерии отнесения средств к средствам, в отношении которых данный механизм не применяется.
В частности, механизм казначейского сопровождения не применяется к средствам, предоставляемым на основании государственных (муниципальных) контрактов об оказании услуг связи, электроэнергии, коммунальных услуг, услуг по осуществлению перевозки пассажиров и грузов, средств, предоставляемых в рамках государственного оборонного заказа и других средств.
При казначейском сопровождении целевых средств их использование осуществляется после проведения Федеральным казначейством санкционирования расходов участников казначейского сопровождения.
На постоянной основе закрепляются регламентируемые федеральным законом о федеральном бюджете основы механизма расширенного казначейского сопровождения средств, получаемых из соответствующих бюджетов на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров) в виде субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы. Также закрепляется порядок их казначейского сопровождения, в рамках которого Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) осуществляют дополнительную проверку: ведения участниками казначейского сопровождения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности; расходной декларации о структуре цены государственного контракта, договора (соглашения), контракта (договора); факта поставки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Предполагается предоставить право финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) осуществлять казначейское сопровождение в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Законом предусматривается распространение механизма казначейского сопровождения на средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на основании государственных (муниципальных) контрактов, договоров контрактов (договоров), а также определяется перечень таких средств.
Также регламентируются вопросы исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения, касающихся казначейского обслуживания операций со средствами участников казначейского сопровождения и применения механизма расширенного казначейского сопровождения.
Кроме того, в целях предотвращения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения и своевременного выявления рисков при совершении операций на лицевых счетах предусматривается осуществление Федеральным казначейством бюджетного мониторинга при открытии лицевых счетов и осуществлении операций в системе казначейских платежей, определяются требования к его проведению и перечень соответствующих мер реагирования в отношении участников казначейского сопровождения.
В ходе второго чтения в законопроект был внесен ряд поправок.
Так, в частности, определяется, что под бюджетным мониторингом в системе казначейских платежей следует понимать деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей.
Уточняется порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, которые подлежат возврату по заявлению плательщика платежей в бюджет в течение 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления администратором доходов бюджета. При этом заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа.
Устанавливается, что штрафы за правонарушения, выявленные контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, должны зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации, тогда как сейчас по общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы административных штрафов, налагаемых федеральными государственными органами, в том числе судьями федеральных судов, должны поступать в федеральный бюджет.
Законом исключается положение об обязательности проверки главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателям (юридическим и физическим лицам, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям).
Указанное обусловлено тем, что в отдельных случаях норма об обязательной проверке органом государственного финансового контроля субсидий юридическим лицам трактовалась как обязанность органов государственного финансового контроля по проведению проверок в отношении каждой субсидии, а не как условие о проверке соблюдения целей, порядка и условий их предоставления, обязательное к включению в правовые акты, договоры (соглашения) о предоставлении указанных субсидий.
Ввиду того, что возможность "автоматического переноса" бюджетных ассигнований по государственным контрактам снижает финансовую дисциплину и ослабляет стимулы по применению имеющихся механизмов управления контрактами и предотвращения образования остатков, Закон наделяет Правительство Российской Федерации полномочием установить (помимо порядка) случаи, в которых могут быть подтверждены остатки на исполнение заключенных государственных контрактов.
Также ранее действовавшая норма Бюджетного кодекса о целевом характере кредитов и займов (в том числе облигационных), обеспечиваемых государственными (муниципальными) гарантиями, дополняется положением о том, что государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, за исключением облигационного), предоставляется при условии установления в кредитном договоре (договоре займа) и (или) договоре о предоставлении указанной государственной (муниципальной) гарантии обязательств кредитора (заимодавца) осуществлять со своей стороны контроль за целевым использованием средств указанного кредита (займа).
Указанная новелла закрепляет действующую практику предоставления государственных гарантий Российской Федерации, в соответствии с которой принятие банком-кредитором на себя обязательств по осуществлению контроля за целевым использованием средств кредита для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам является обязательным и применяется к правоотношениям, возникающим со дня официального опубликования Закона.
Также поскольку ряд корпораций (такие, как Роскосмос, Росатом) и публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" законами об их создании наделены полномочиями главного администратора доходов бюджета, Законом устанавливается, что государственные корпорации исполняют указанные полномочия, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Также государственные корпорации наделяются полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации уже содержит основание для изменения сводной бюджетной росписи в случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось под потребность, а источником увеличения таких бюджетных ассигнований является остаток бюджетных ассигнований прошлого года, Законом устанавливается, что такие изменения могут вноситься с превышением общего объема расходов.
Законом уточняется положение Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающее открытие лицевых счетов участникам бюджетного процесса, бюджетным (автономным) учреждениям, получателям средств из бюджета и участникам казначейского сопровождения после включения сведений о них в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в части исключения физических лиц - производителей товаров, работ, услуг и индивидуальных предпринимателей.
Уточнение обусловлено тем, что в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, не подлежат включению сведения о физических лицах и индивидуальных предпринимателях.
Также внесены изменения, предусматривающие иммунитет на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Закон определяет право Правительства Российской Федерации при обращении соответствующего высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации передать Федеральному казначейству полномочия по централизованному учету, в том числе полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органов местной администрации), их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета.
Норма о санкционировании Федеральным казначейством операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, приостанавливается в связи с необходимостью доработки информационной системы Федеральной службы судебных приставов.
Вступление в силу основных положений Закона предполагается с 1 января 2022 года. Ряд положений Закона вступает в силу со дня его официального опубликования.
Учитывая вышеизложенное комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.