Заключение Счетной палаты РФ от 30 марта 2021 г. N ЗСП-87/03-01
на проект федерального закона N 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 9 марта 2021 г. N 304).
Законопроектом предлагается внести в абзац 3 пункта 4 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) уточняющую норму, согласно которой в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. Во вторую очередь не могут быть включены иные платежи, в том числе выплаты исчисленных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Следует отметить, что право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 24 февраля 1998 г. N 7-П) такие платежи являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.
Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременении и к ограничениям прав и свобод граждан.
Своевременная и полная уплата страхователями страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - необходимое условие реализации в обязательном пенсионном страховании принципов, прежде всего устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в том числе в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования. Это правило призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, - выплату страховых пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.
Кроме того, как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на страховую пенсию (Постановление от 10 июля 2007 г. N 9-П).
Исходя из названных правовых позиций, согласно которым платежи по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы, в правоприменительной практике установился подход, при котором требования по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование удовлетворяются в режиме, установленном для удовлетворения требований по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
Что, в свою очередь, нашло свое отражение и в судебной практике.
Так, в соответствии с пунктами 8 и 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 г., требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц подлежат удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований второй очереди (статья 134 Федерального закона N 127-ФЗ).
На основании изложенного предлагаемый законопроектом запрет на включение во вторую очередь удовлетворения требований кредиторов в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, исчисленных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может быть поддержан.
Кроме того, следует отметить, что указанный специальный режим удовлетворения требований, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование).
В соответствии с абзацем пятым статьи 2 Федерального закона N 127-ФЗ страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования относятся к обязательным платежам. При этом задолженность по указанным платежам, не являющаяся текущей, на оснований абзаца четвертого пункта 4 статьи 134 Федерального закона N 127-ФЗ подлежит удовлетворению в третью очередь. В этой связи предлагаемый законопроектом прямой запрет на включение во вторую очередь начисленных страховых взносов, не являющихся текущими платежами, в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является избыточным.
На основании изложенного законопроект не может быть поддержан.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.