Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 22 июня 2021 г. N 3.7-03/2076
по проекту федерального закона N 1070685-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1070685-7), принятый Государственной Думой 16 июня 2021 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование правовых основ обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами для охраны окружающей среды, здоровья людей, в том числе эффективности применения пестицидов и агрохимикатов.
Федеральным законом уточняются отдельные положения Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) и Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" с учетом действующего законодательства в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в области государственной экологической экспертизы.
В Федеральный закон "Об экологической экспертизе" вносится изменение, предусматривающее отнесение к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня проектов технической документации на новые пестициды и агрохимикаты (статья 11).
В Федеральном законе N 109-ФЗ предлагается уточнить определения понятий "пестициды" и "агрохимикаты". Предлагаемое определение понятия "агрохимикаты" исключает избыточные административные барьеры в части необходимости обязательной государственной регистрации в качестве агрохимикатов ряда категорий и видов материалов природного происхождения, не являющихся продукцией химического производства, применяемых в сельском хозяйстве в целях сохранения, регулирования и повышения плодородия почв.
Также в Федеральный закон N 109-ФЗ вносятся изменения, направленные на уточнение механизма государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов. Вводятся новые понятия "смешанные минеральные удобрения", "регистрационный образец", "программа регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката", "заявитель", "изготовитель", "свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката", "обращение пестицидов и агрохимикатов", "организации, проводящие регистрационные испытания", "аналитический стандарт действующего вещества пестицида".
Отношения, связанные с ввозом в Российскую Федерацию пестицидов, регистрационных образцов пестицидов и агрохимикатов, необходимых для проведения регистрационных испытаний, а также положения, касающиеся ввоза в Российскую Федерацию пестицидов, гармонизированы с действующими нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза средств защиты растений (пестицидов) в части возможности согласования решения о выдаче лицензии на ввоз пестицидов и агрохимикатов посредством выдачи заключения (разрешительного документа).
В соответствии с санитарными правилами "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов" СанПиН 1.2.2584-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2010 года N 17, законопроектом исключается понятие "захоронение", поскольку указанными Санитарными правилами не допускается захоронение пестицидов, признанных непригодными к дальнейшему использованию по назначению, и тары из-под них.
Законопроектом предусмотрено сокращение сроков проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов с шести до трех месяцев, а также увеличение сроков государственной регистрации с двух лет на три года (в соответствии с действующим Законом N 109-ФЗ государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет и два года).
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части предоставления права на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигновании в пределах установленной квоты гражданам, заключившим договор о целевом обучении с организациями, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", по направлениям подготовки и специальностям сфер сельского хозяйства и инженерии.
Также Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 520-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О зерне" и статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", расширяющие перечень документированной информации, которая должна содержаться в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, определяется оператор данной федеральной информационной системы и полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере агропромышленного комплекса по утверждению порядка проведения лабораторных исследований при ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации партии зерна в целях оформления товаросопроводительного документа на партию зерна.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Для реализации Федерального закона потребуется принятие ряда подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.П. Майоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.