Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности от 22 июня 2021 г. N 3.3-03/1536
по проекту федерального закона N 1079629-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, в соответствии со статьями 105 и 106 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1079629-7), (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 июня 2021 года.
Проект Федерального закона внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, Э.А. Валеевым и другими, и принятый Государственной Думой в первом чтении 18 мая 2021 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере оборота оружия", во втором чтении - 15 июня 2021 года.
Федеральный закон направлен на усиление контроля за оборотом оружия гражданами Российской Федерации и юридическими лицами.
В этой связи предусматриваются дополнительные основания для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия гражданам Российской Федерации, имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенные с применением (использованием) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов; имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия; имеющим снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма; имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней); два и более раза осужденным за совершение преступления.
Вводится обязанность граждан и юридических лиц уведомлять Росгвардию или её территориальный орган о наличии у них на праве собственности списанного оружия, его приобретении, продаже и дарении.
Федеральным законом устанавливается, что право на приобретение охотничьего оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, за исключением граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами в местах традиционного проживания, а также граждан, занимающихся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, и работников юридических лиц с особыми уставными задачами. Такие граждане имеют право приобретать охотничье оружие по достижении возраста 18 лет.
Кроме того, предусматривается, что в целях осуществления учёта и контроля за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации Росгвардией формируются и ведутся в электронном виде реестры лицензий и разрешений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом регулируются отношения, которые согласно пунктам "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти) и "м" (оборона и безопасность; определение порядка продажи и покупки оружия; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования, за исключением абзаца третьего подпункта "в" пункта 7 и пункта 8 статьи 1 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2022 года.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросов, предусмотренных статьёй 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности решил:
рекомендовать Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.Н. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.