Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 985497-7 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу совершенствования порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации) внесен депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, А.Н. Шериным, А.В. Андрейченко, С.В. Марининым
(утв. решением Комитета от 10 ноября 2020 г. N 147/04)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 985497-7 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предлагается в статью 10 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) внести положение, согласно которому список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы.
Законопроектом определяются также фиксированные значения минимального числа региональных групп и минимального числа кандидатов в депутаты в каждой из региональных групп. Предлагается установить, что минимальное число региональных групп не может быть более 10 процентов от числа одномандатных избирательных округов, а минимальное число кандидатов в депутаты в каждой из региональных групп не может быть более 10 процентов от числа распределяемых мандатов.
В связи с данным законопроектом Комитет отмечает следующее. Предложенное регулирование не согласуется с положениями пункта 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
На основании пункта 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо только максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Кроме этого следует отметить, что в данной норме устанавливается не обязательность, а возможность разбивки списка кандидатов на указанные группы. Таким образом, ссылка на Федеральный закон N 67-ФЗ в контексте законопроекта является не вполне корректной.
Следует также отметить, что определение числа региональных групп напрямую зависит от общего количества депутатских мандатов и устанавливаемого законами субъектов Российской Федерации соотношения депутатов, избираемых по спискам и по одномандатным избирательным округам (по спискам должны замещаться не менее 25 процентов депутатских мандатов) Законопроектом не учитывается возможность проведения выборов только по спискам без образования одномандатных избирательных округов. Таким образом, требуется согласование норм законопроекта с положениями законодательства о выборах.
Также необходимо отметить, что вносимые законопроектом поправки не относятся к предмету регулирования Федерального закона N 184-ФЗ в целом, и статьи 10 данного закона в частности, которая устанавливает принципы избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предложенные законопроектом изменения являются элементом избирательной системы, в соответствии с которой формируется законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, и относятся к регулированию статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, определяющей требования к выдвижению кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями.
Также следует отметить, что применяемая в законопроекте терминология "единый список кандидатов" не соответствует терминологии, используемой в Федеральных законах N 67-ФЗ и N 184-ФЗ - "список кандидатов". Таким образом, рассматриваемый законопроект нуждается в доработке.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы рекомендует авторам изменить текст проекта федерального закона N 985497-7 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с учетом замечаний, изложенных в данном заключении Комитета, и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.