Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 1096135-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике",
внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, М.С. Зайцевым, С.В. Натаровым, Н.В. Березиным, Сенатором Российской Федерации С.Д. Леоновым
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 19 мая 2021 г. N 3.25-5/178)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1096135-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, М.С. Зайцевым, С.В. Натаровым, Н.В. Березиным, Сенатором Российской Федерации С.Д. Леоновым, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается уменьшить размер пени для всех субъектов электроэнергетики, установив ее в размере 1/300 ключевой ставки Банка России вне зависимости от количества дней просрочки за нарушение обязательств по оплате поставленной электрической энергии и оказанных услуг по ее передаче.
Согласно пояснительной записке к законопроекту предлагаемые изменения обусловлены необходимостью поддержать в условиях экономического кризиса теплоснабжающие организации, а также организации, осуществляющие горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (далее - ресурсоснабжающие организации), допустившие просрочки исполнения платежей перед сетевыми организациями за услуги по электроснабжению.
Комитет отмечает, что Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" внесены изменения, направленные на установление гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по оплате энергетических ресурсов во всех соответствующих отраслях в виде пени. Определённый при этом размер пени составляет одинаковую величину для потребителей всех энергетических ресурсов (товаров, услуг), за исключением граждан-потребителей и организаций ЖКХ (ТСЖ, кооперативов, управляющих организаций). Но и льготные ставки пени для данных категорий потребителей энергетических ресурсов предусмотрены равные для всех указанных отраслей. Таким образом, организации сфер газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения (водоотведения) были поставлены в равные условия без предоставления неоправданных преимуществ.
Законопроектом предусматривается внесение изменений только в сфере электроэнергетики, тем самым, организации электроэнергетики ставятся в неравное положение по отношению к прочим ресурсоснабжающим организациям, для них создаются дискриминационные условия осуществления деятельности. Таким образом, законопроект вступает в противоречие с пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации признанием равенства участников регулируемых им отношений.
Гарантирующие поставщики несут свои обязательства перед поставщиками - производителями электрической энергии (мощности) - и сетевыми организациями, для них также установлены сроки оплаты за приобретенную электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке и оказанные услуги по передаче электрической энергии, причём на оптовом рынке действуют более жёсткие правила обеспечения платёжной дисциплины даже по отношению к действующим в настоящее время санкциям за нарушение обязательств по оплате электрической энергии перед гарантирующими поставщиками.
Снижение пени для ресурсоснабжающих организаций, по мнению Комитета, повлечет за собой ослабление платёжной дисциплины и стимулирует рост задолженности не только ресурсоснабжающих организаций, но и остальных потребителей электрической энергии, что может привести к тяжелому финансовому положению гарантирующих поставщиков и сетевых организаций. Уменьшение размера законной неустойки за нарушение сроков оплаты услуг по передаче электрической энергии повлечет рост неплатежей, что поставит под угрозу надежность энергоснабжения потребителей, выполнение технологического присоединения потребителей, выполнение ремонтных программ, негативно повлияет на сроки устранения аварий и технологических нарушений.
В настоящее время размер неустойки дифференцирован от периода просрочки исполнения обязательств различными категориями потребителей. Неустойка представляет собой вид ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств в гражданском обороте и носит стимулирующий характер. Введение "плоской" шкалы неустойки в размере 1/300 приведет к "кредитованию" потребителей за счет сетевых организаций и гарантирующих поставщиков по данной ставке, лишив таким образом этот инструмент его основного предназначения.
На момент принятия Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" действовала ключевая ставка Банка России в размере 11%, рассчитанный исходя из данной ставки размер установленной указанным законом пени составлял 30,88% годовых. Далее размер ключевой ставки неизменно снижался, и в настоящее время он составляет 5%, исходя из него рассчитывается пеня в размере 14,04% годовых.
Таким образом, и без внесения предусмотренных Проектом изменений размер пени с момента её введения сократился более чем в 2 раза.
При этом уже сейчас для граждан-потребителей и организаций ЖКХ указанным законом предусмотрены льготные периоды, когда пеня либо не может начисляться, либо начисляется в льготном размере: одной трёхсотой размера ключевой ставки Банка России, что на данный момент составляет 6,08% годовых, или одной стосемидесятой размера ключевой ставки Банка России, что на данный момент составляет 10,74% годовых.
Дополнительно стоит отметить, что управляющие и ресурсоснабжающие организации - это коммерческие организации, созданные с целью извлечения прибыли. Основной вид их деятельности - это поставка коммунального ресурса гражданам-потребителям и сбор денежных средств за поставленные ресурсы. В связи с чем они как коммерческие организации должны надлежащим образом организовывать и проводить своевременную работы по взысканию денежных средств с населения, так как это их основной вид деятельности.
Однако даже при действующем в настоящее время режиме гражданско-правовой ответственности указанные организации являются одними из наименее добросовестных плательщиков за электрическую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками. Указанные выше размеры пени, как показывает практика, не являются барьером для злоупотребления этими организациями своими правами и наращивания ими значительных размеров задолженностей, создавая тем самым незаконную систему квази-кредитования за счёт гарантирующих поставщиков, при которой не требуется ни одобрения кредитора, ни обеспечения возврата кредита.
Таким образом, предлагаемые изменения не направлены на выявление и устранение истинных причин наращивания потребителями задолженности за нарушение обязательств по оплате поставленной электрической энергии и оказанных услуг по ее передаче, фактически перенося бремя последствий неразрешенных проблем на сетевые организации и гарантирующих поставщиков.
Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве не поддерживает законопроект.
На основании вышеизложенного Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 1096135-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике".
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.