Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 22 июня 2021 г. N 3.6-03/2195
по проекту федерального закона N 1173900-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 июня 2021 года (проект N 1173900-7 внесен депутатом Государственной Думы С.А. Жигаревым), и отмечает следующее.
Федеральный закон дополняет положения Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" в целях совершенствования регулирования отношений в сфере рекламы, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), путем обеспечения прослеживаемости такой рекламы в сети "Интернет".
Федеральным законом устанавливается новое общее требование к рекламе, согласно которому не допускается распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на информационном ресурсе иностранного лица в случае принятия Роскомнадзором решения о запрете на распространение рекламы на таком информационном ресурсе и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" (принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 июня 2021 года (проект N 1176731-7).
Федеральным законом запрещается реклама иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, и (или) их информационных ресурсов в качестве объектов рекламирования, направленная на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, в случае принятия Роскомнадзором решения о запрете на распространение такой рекламы и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации".
Федеральный закон вводит новую статью 18.1 "Реклама в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", согласно которой Роскомнадзору вменяется в целях обеспечения прослеживаемости рекламы в сети "Интернет" осуществление учета, хранения и обработки информации о распространенной в сети "Интернет" рекламе, в том числе сведений о рекламодателях и рекламораспространителях такой рекламы, операторах рекламных систем. Организационные и технические меры, необходимые для реализации указанного полномочия будет осуществлять радиочастотная служба.
Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, и соответствующие критериям, определенным Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор, за исключением оператора социальной рекламы.
Согласно Федеральному закону, Роскомнадзор посредством специально созданной комиссии отбирает оператора рекламных данных - владельцев программ для электронных вычислительных машин, предназначенных для установления факта распространения рекламы в сети "Интернет", которого уполномачивает осуществлять учет рекламы в сети "Интернет" и предоставлять информацию в вышеназванный федеральный орган исполнительной власти. Роскомнадзор обеспечивает доступ к имеющейся у него информации о распространенной в сети "Интернет" рекламе ФАС России, ФНС России и иным органам и лицам, определенным Правительством Российской Федерации.
Операторы рекламных данных, рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем несут ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в Роскомнадзор. Одновременно предусматривается их право на получение доступа к имеющейся у Роскомнадзора непосредственно касающейся их прав и обязанностей информации о распространенной в сети "Интернет" рекламе.
Федеральным законом устанавливается, что реклама, распространяемая в сети "Интернет" должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
Реализация положений Федерального закона, систематизируя отношения между участниками рынка рекламы, распространяемой в сети "Интернет", обеспечит их прозрачность, равное соблюдение требований законодательства Российской Федерации; создание условий для дальнейшего развития отечественных интернет-ресурсов.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует одобрить Федеральный закон.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.