Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 июня 2021 г. N 5.1-01/1924
по проекту федерального закона N 1133991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 15 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесён в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.А. Жигаревым, А.Е. Хинштейном 23 марта 2021 года (N 1133991-7).
В федеральные законы от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ), от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" и ряд других вносятся изменения, направленные на совершенствование механизмов противодействия незаконной деятельности по организации и проведению лотерей и азартных игр в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" путём ограничения переводов денежных средств по поручениям физических лиц прямо либо через иностранных поставщиков платёжных услуг в пользу организаторов такой незаконной деятельности.
Предусматривается, в частности, что кредитная организация, платежный агент, оператор связи, оператор почтовой связи не вправе заключать договор с лицом, включенным в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, а также не вправе заключать договор с лицом, осуществляющим деятельность по организации и проведению азартных игр, не включенным в перечень организаторов азартных игр, имеющих разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне или лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.
Статья 5.1 Федерального закона N 244-ФЗ дополняется положениями, согласно которым Федеральная налоговая служба наделяется новым полномочием по ведению и размещению на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня иностранных поставщиков платежных услуг, оказывающих услуги по приему платежей, переводу денежных средств путем осуществления операций с использованием электронных средств платежа от физических лиц лицам, информация о которых включена в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и (или) лицам, информация о которых не включена в перечень организаторов азартных игр.
Порядок ведения перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных организаторов азартных игр, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации, а состав информации, включаемой в указанный перечень, - Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.
Закрепляются основания и процедура включения органом государственного надзора иностранного поставщика платежных услуг, оказывающего такие услуги лицам, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных организаторов азартных игр, а также исключения из него.
Устанавливается, что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр, направляет в Центральный банк Российской Федерации информацию о выявленных им случаях осуществления российскими кредитными организациями переводов денежных средств (электронных денежных средств) в пользу лиц, включенных в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, либо в пользу лиц, включенных в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных организаторов азартных игр, для принятия Центральным банком Российской Федерации в отношении таких кредитных организаций и их должностных лиц мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные изменения вносятся в Федеральный закон "О лотереях".
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопрос, предусмотренный пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 30 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.