Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 22 июня 2021 г. N 3.6-03/2193
по проекту федерального закона N 1133991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об ограничениях переводов денежных средств и приема платежей физических лиц при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 июня 2021 года (проект N 1133991-7 внесен депутатами Государственной Думы С.А. Жигаревым, А.Е. Хинштейном), и отмечает следующее.
Федеральный закон вносит изменения в статью 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ), статью 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) в целях совершенствования механизма противодействия незаконной деятельности по организации и проведению лотерей и азартных игр в сети "Интернет" путем ограничения переводов денежных средств по поручениям физических лиц прямо либо через иностранных поставщиков платежных услуг в пользу организаторов такой незаконной деятельности.
Федеральным законом уточняется, что деятельность по проведению лотерей и азартных игр на территории Российской Федерации, в том числе с использованием сети "Интернет", а также средств связи и лотерейных терминалов запрещена, за исключением случаев приема интерактивных ставок и выплаты по ним выигрышей организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах (предусмотренных действующими положениями статьи 14.2 Федерального закона N 244-ФЗ) и проведения международной и всероссийской государственной лотереи (предусмотренных частью 4 статьи 3 Федерального закона N 138-ФЗ). При этом местом осуществления деятельности по проведению лотерей и азартных игр с использованием сети "Интернет", а также средств связи признается территория Российской Федерации, в случае если выполняется хотя бы одно из следующих условий: место жительства участника лотереи или азартной игры расположено на территории Российской Федерации; место нахождения банка, в котором открыт счет участника лотереи или азартной игры, используемый им при оплате за участие в лотерее или азартной игре, расположено на территории Российской Федерации; сетевой адрес участника лотереи или азартной игры зарегистрирован в Российской Федерации; международный код страны абонентского номера, используемого участником лотереи или азартной игры при оплате за участие в лотерее или азартной игре, присвоен Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается наделение Федеральной налоговой службы следующими полномочиями:
по ведению и размещению на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней иностранных поставщиков платежных услуг, оказывающих услуги по приему платежей, переводу денежных средств путем осуществления операций с использованием электронных средств платежа от физических лиц лицам, информация о которых включена в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и (или) лицам, информация о которых не включена в перечень организаторов азартных игр и перечень операторов лотерей и распространителей. Порядок ведения указанных перечней устанавливается Правительством Российской Федерации, а состав информации, включаемой в такие перечни - Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России;
по ведению и размещению на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня иностранных банков, оказывающих услуги по приему платежей с использованием платежных карт лицам, включенным в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и (или) лицам, включенным в перечни иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, а также нелегальных организаторов азартных игр. Порядок ведения перечня иностранных банков и состав информации, включаемой в указанный перечень, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
по принятию решений, являющихся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", используемые физическими лицами для совершения действий по переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, в качестве оплаты за участие в азартной игре и (или) лотерее через иностранных поставщиков платежных услуг, включенных в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в адрес нелегальных операторов азартных игр, либо в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в адрес нелегальных операторов лотерей и распространителей.
Согласно Федеральному закону кредитная организация, платежный агент, оператор связи, оператор почтовой связи не вправе:
заключать договор с лицом, включенным в перечень лиц, в адрес которых запрещены переводы денежных средств. Заключенные договоры с указанными лицами подлежат расторжению в месячный срок со дня размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет" перечня лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств;
заключать договор с лицом, осуществляющим деятельность по проведению лотерей либо осуществляющим деятельность по организации и проведению азартных игр, не включенных в перечень организаторов азартных игр, перечень операторов лотерей и распространителей.
Предусматриваются переходные положения, устанавливающие период, в течение которого кредитные организации, платежный агент, оператор связи, оператор почтовой связи, заключившие договоры с указанными лицами до принятия законопроекта, обязаны их расторгнуть.
Для кредитной организации устанавливается обязанность отказать в проведении операции по переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, по поручению физического лица в пользу лиц, включенных в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных организаторов азартных игр и перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей и распространителей. Платежный агент, оператор связи, оператор почтовой связи не вправе осуществлять прием платежей физических лиц в пользу лиц, включенных в указанные перечни.
Вступление в действие норм Федерального закона будет содействовать профилактике экономических преступлений и повышению прозрачности деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.