Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1116075-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания условий для развития наставничества педагогических работников в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях", внесенный Архангельским областным Собранием депутатов
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается создание условий для развития "наставничества педагогических работников в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях", под которым понимается деятельность педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование и общий стаж педагогической работы не менее пяти лет, по оказанию содействия педагогическим работникам, впервые принятым на работу в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) повысившим уровень профессионального образования, общий стаж педагогической работы которых составляет менее двух лет, в успешном овладении ими профессиональными знаниями, умениями и навыками, в их профессиональном становлении и совершенствовании форм и методов обучения, воспитания обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Такое содержание понятия представляется не совсем корректным и в целом избыточным для законодательного регулирования.
Сам термин указывает на педагогических работников в образовательных организациях, но в определении этого понятия речь уже идет о педагогических работниках, впервые принятых на работу в "организацию, осуществляющую образовательную деятельность", под которой понимаются не только образовательные организации, но и организации, осуществляющие обучение (см. статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Требует дополнительного обоснования такая цель наставничества, как "успешное овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками", поскольку овладение ими осуществляется в процессе обучения, что подтверждается соответствующим документом об образовании, который педагогический работник предъявляет при поступлении на работу.
Необходимо также отметить, что содействие молодым педагогическим работникам в успешном овладении ими профессиональными знаниями, умениями и навыками, в их профессиональном становлении и совершенствовании форм и методов обучения, воспитания обучающихся и (или) организации образовательной деятельности должно осуществляться с учетом потребностей самого работника и возможностей образовательной организации. При этом наставничество уже сейчас может быть реализовано без дополнительного законодательного регулирования. В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается не только учебная (преподавательская) и воспитательная работа, но и другая педагогическая работа (например, методическая работа, в рамках которой может и предусматриваться наставничество). Таким образом, наставничество в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией педагогического работника уже сейчас может входить в его трудовые обязанности и осуществляться на постоянной оплачиваемой основе.
Обращаем внимание, что проектом федерального закона не предусматривается введение наставничества в федеральных государственных образовательных организациях, что может поставить педагогических работников таких организаций в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.