Заключение Счетной палаты РФ от 14 апреля 2021 г. N ЗСП-104/04/1-02
на проект федерального закона N 1116075-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания условий для развития наставничества педагогических работников в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях"
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 1116075-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания условий для развития наставничества педагогических работников в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях" (далее - законопроект), внесенный Архангельским областным Собранием депутатов.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральные законы от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; и от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с целью определения понятия наставничества педагогических работников (далее - наставничество), установления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации наставничества в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях, введения в расходы на оплату труда педагогических работников расходов на оплату наставничества.
По законопроекту и представленным с ним материалам необходимо отметить следующее.
В целях создания условий для развития наставничества, отнесенного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" к основным задачам при разработке национального проекта в сфере образования, в рамках реализации федеральных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка" и "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования") национального проекта "Образование" предусмотрен такой результат как, разработка к концу 2019 года методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее - Модель наставничества).
Модель наставничества утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N Р-145 и предусматривает в частности внедрение модели наставничества педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях создания психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.
Внедрение целевой модели наставничества согласно Модели наставничества осуществляется субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом предусматривается право образовательных организаций вводить различные виды материальных поощрений наставников, в том числе надбавку к заработной плате (в данном случае соответствующие изменения вносятся во внутренние документы организации, регламентирующие порядок оплаты труда и материального поощрения работников).
Кроме того, необходимо обратить внимание, что согласно Трудовому кодексу Российской Федерации заработная плата работнику в общеобразовательных учреждениях устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера, в свою очередь, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, установление педагогическим работникам надбавок стимулирующего характера, в том числе надбавок за наставничество, отнесено в соответствии с трудовым законодательством к компетенции образовательных организаций. Правовые основания для их введения на федеральном уровне отсутствуют.
Также следует отметить, что согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту принятие законопроекта не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Однако законопроектом предусматриваются новые расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что потребует привлечения дополнительных средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Это, обстоятельство также упоминается в пояснительной записке применительно к реализации положений законопроекта в части оплаты труда педагогических работников государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации (выплата надбавок за наставничество) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем соответствующие расчеты и источники дополнительных финансовых средств бюджетов субъектов Российской Федерации не указаны, что противоречит положениям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из представленных с законопроектом материалов не представляется возможным сделать вывод об отношении регионов к предлагаемым законопроектам изменениям. В этой связи следует отметить, что согласно данным отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 февраля 2021 года бюджеты 75 регионов на 2021 год утверждены с дефицитом на общую сумму 1,21 млрд. рублей.
В связи с изложенным Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Аудитор |
Д.А. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.