Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 июня 2021 г. N 5.1-01/1925
по проекту федерального закона N 1170972-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1170972-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 13 мая 2021 года, предусматривал внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) изменений, касающихся налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, налога на добычу полезных ископаемых, страховых взносов.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении изменено его наименование и расширен предмет правового регулирования. Законопроект дополнен положениями, касающимися, в том числе вопросов совместного ведения (региональных и местных налогов: транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога).
Федеральным законом вносятся в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса изменения, предусматривающие освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) на территории Российской Федерации операций по оказанию услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).
Кроме того, продлевается до 31 декабря 2022 года включительно действие положения подпункта 6 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса, согласно которому обложение НДС производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.
Изменения в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса предусматривают, в частности, установление налоговых ставок акцизов на 2022 - 2024 годы с учетом их индексации на 2024 год на 4 процента.
В целях уточнения "демпфирующего механизма", применяемого при определении налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье, направляемое на переработку, Федеральным законом изменяется формула определения размера демпфирующей надбавки к налоговому вычету (далее - ), влияющей на размер вычета. Из формулы расчета исключаются дальневосточные надбавки, применяемые с целью возмещения затрат на перевозку моторного топлива в направлении Дальневосточного федерального округа. Кроме того, предусматривается снижение с 1 мая по 31 декабря 2021 года включительно используемого при расчете условного значения средней оптовой цены реализации автомобильного бензина АИ-92 класса 5.
С целью соблюдения баланса частных и публичных интересов Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса, предусматривающие применение при исчислении налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в отношении нефти нового коэффициента, характеризующего корректировку демпфера в 2021 году (), а также коэффициента НДФО, характеризующего дальневосточную надбавку.
Необходимо отметить, что в сопроводительных материалах к Федеральному закону Правительством Российской Федерации не были приведены какие-либо расчеты предлагаемых изменений, обосновывающих их влияние на величину налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье и величину НДПИ. В связи с этим оценить правовые последствия предлагаемого механизма и его влияние на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и положение налогоплательщиков не представляется возможным. При этом в случае, если устанавливаемый Федеральным законом порядок определения величины НДПИ ведет к ухудшению положения налогоплательщиков, предусмотренный статьей 10 Федерального закона порядок вступления соответствующих положений в силу и распространение их действия на правоотношения, возникшие с 1 мая 2021 года, приведет к нарушению пунктов 1 и 2 статьи 5 Налогового кодекса, поскольку акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Также Федеральным законом уточняется значение коэффициента , применяемого при исчислении вычетов сумм акциза за использование винограда для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде.
В связи с этим обращаем внимание, что в соответствии с принятым Государственной Думой 16 июня 2021 года Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменяются названия видов алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции.
Федеральным законом предусматривается внесение изменений в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса. В частности, плательщикам налога на доходы физических лиц предоставляется право не указывать в налоговой декларации сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи недвижимого имущества, если в отношении данного имущества они имеют право на имущественный налоговый вычет, установленный абзацем вторым подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса и сумма всех таких доходов в налоговом периоде не превышает предельный установленный законом размер этого вычета, составляющий 250 000 рублей.
Федеральным законом вносятся изменения в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса. Так, перечень расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, установленных пунктом 2 статьи 262 Налогового кодекса и учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, дополняется расходами на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.
Предусматриваемые Федеральным законом изменения в главу 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса направлены на уточнение перечня юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией выпусков эмиссионных ценных бумаг, за совершение которых уплачивается государственная пошлина, в целях приведения этого перечня в соответствие с положениями Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 514-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг".
Изменения в главу 31 "Земельный налог" Налогового кодекса предусматривают, в частности, освобождение от обложения земельным налогом религиозных организаций не только в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, но и в отношении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Вместе с тем необходимо отметить, что реализация положений Федерального закона может повлечь уменьшение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также необходимость возврата сумм излишне уплаченных транспортного налога и налога на прибыль организаций за налоговые периоды 2019 и 2020 годов (на основании частей 14 и 16 статьи 10 Федерального закона). Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту реализация Федерального закона может потребовать расходов федерального бюджета, в частности, в 2021 году в размере 13,8 млрд. рублей.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
В соответствии со статьей 10 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "и" (установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации) статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается федеральных налогов и сборов и финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.