Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 22 июня 2021 г. N 3.6-04/2211
по проекту федерального закона N 1170972-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 июня 2021 года (проект N 1170972-7 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Целью принятия Федерального закона является дальнейшее совершенствование действующего налогового законодательства.
Федеральным законом внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также ряд федеральных законов, которыми предлагаются меры по совершенствованию налогового законодательства, затрагивающие вопросы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, налога на добычу полезных ископаемых, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения, налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.
В частности, Федеральным законом устанавливается обязанность для некоторых категорий налогоплательщиков по удержанию и уплате НДС у их поставщиков товаров (работ, услуг) - иностранных организаций; суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению также в случае передачи управляющей компании паевого инвестиционного фонда имущества в доверительное управление; продлевается до 31 декабря 2022 года применение пониженной ставки НДС в размере 10% в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, осуществляемым через промежуточные пункты маршрута перевозки.
Федеральным законом предусмотрено освобождение от НДС организаций и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги общественного питания, если их доходы не превышают более 2 млрд рублей в год, удельный вес доходов от реализации указанных услуг не менее 70% в общем объеме доходов, а среднемесячный размер выплат работнику не ниже размера среднемесячной заработной платы по данному виду экономической деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Одновременно Федеральным законом вносятся изменения в порядок определения расчетной стоимости и максимальной розничной цены табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исключив обязанность налогоплательщиков подавать уведомление о минимальных розничных ценах на табачную продукцию.
Федеральным законом предусмотрена индексация ставок акцизов на 2024 год с учетом прогнозируемого уровня инфляции в размере 4 процентов, скорректированы размеры коэффициента, применяемого при определении размера вычета сумм акциза на виноград, и порядок применения такого вычета.
Федеральным законом уточнены условия реализации с 1 января 2022 года права на "обратный" акциз на этан и сжиженные углеводородные газы, а также порядок расчета количества выработанного бензина для организаций, полностью или частично завершивших до 1 января 2024 года мероприятия, предусмотренные соглашением о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, при этом расширяются основания применения прогрессивной ставки акциза на сжиженные углеводородные газы и уточняется порядок предоставления вычета по акцизам в отношении бункерного топлива.
Кроме того, в целях совершенствования демпфирующего механизма, применяемого при определении налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье, из формулы определения размера демпфирующей надбавки к налоговому вычету по акцизу на нефтяное сырье Федеральным законом исключаются дальневосточные надбавки, применяемые с целью возмещения затрат на перевозку моторного топлива в направлении Дальневосточного федерального округа. При этом с 1 мая по 31 декабря 2021 года снижается условное значение средней оптовой цены реализации на территории Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 (с 56 300 рублей до 52 300 рублей), а с 1 января 2022 года - уровень ежегодной индексации условных значений средних оптовых цен автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 (с 5% до 3%).
Федеральным законом отменяется обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию в случае получения дохода от реализации недвижимого имущества, находившегося в его собственности менее минимального предельного срока владения, в размере, не превышающем размер имущественных налоговых вычетов при продаже имущества (250 тыс. рублей либо 1 млн. рублей), уточняется порядок определения налоговой базы по НДФЛ при реализации или мене акций (долей участия), находящихся в собственности налогоплательщика более 5 лет, и удержания налоговым агентом НДФЛ с выплат купонных доходов по государственным ценным бумагам.
Также Федеральным законом уточняется порядок вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 88-ФЗ "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги", равно как уточняется порядок налогообложения целевых отчислений от букмекеров, полученных общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами, в связи с изменениями, внесенными в законодательство, регулирующее деятельность по организации и проведению азартных игр.
Федеральным законом уточняется порядок учета расходов по осуществлению работ, связанных с реконструкцией (модернизацией) объекта основного средства после окончания срока его полезного использования, расширяется перечень расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет расходов на приобретение результатов интеллектуальной деятельности по договору об отчуждении или лицензионному договору, как и уточняется перечень расходов на формирование резервов по сомнительным долгам.
Субъектам Российской Федерации Федеральным законом предоставлено право устанавливать для организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат налогоплательщику и зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в их бюджеты. Уточняется порядок (условия) применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками-участниками региональных инвестиционных проектов, включенных в реестр таких проектов.
Федеральным законом устанавливается государственная пошлина за некоторые регистрационные действия, освобождаются от уплаты государственной пошлины дети-инвалиды, инвалиды с детства в отношении тех юридически значимых действий, в отношении которых предусмотрены льготы для инвалидов I и II групп при обращении в суды общей юрисдикции, а также за совершение нотариальных действий.
Федеральный закон вносит изменения в формулу расчета коэффициента, характеризующего надбавку за изменение механизма демпфера НБУГ. В формулу расчета добавлен коэффициент, характеризующий изменение демпфера в 2021 году - Кк2021. Вносимые корректировки влияют на расчет налоговой ставки НДПИ за 1 тонну добытой нефти (за исключением нефти, в отношении которой исчисляется НДД). Аналогичные изменения вносятся в формулу расчета коэффициента, характеризующего уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется НДД - Кндд. Федеральный закон устанавливает возможность применения налогового вычета по НДПИ, а также формулы его расчета, при добыче нефти на участках недр, расположенных в границах Иркутской области для налогоплательщиков, реализующих проекты по созданию новых производственных мощностей по переработке этана и (или) сжиженных углеводородных газов в товары, являющиеся продукцией нефтехимии.
Также Федеральным законом установлена государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременении объектов сетей газораспределения и сетей газопотребления, созданных при выполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, а также за государственную регистрацию сделок с указанными объектами недвижимости в размере 2 000 рублей.
Федеральный закон расширяет перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы по упрощенной системе налогообложения, предоставляется право субъектам Российской Федерации не только определять основания применения налоговых льгот по транспортному налогу, но и порядок их применения, определен порядок налогообложения транспортным налогом транспортного средства, право собственности на которое прекращено в связи с его принудительным изъятием.
Кроме этого, Федеральным законом продлевается на 2022 и 2023 годы действие пониженной налоговой ставки налога по имуществу организаций в размере 1,6% в части имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, являющимися их неотъемлемой технологической частью. Изменен порядок применения повышающего коэффициента ("2") при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, на которых осуществляется жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство, предусматривается определение случаев возникновения обязанности по восстановлению и уплате страховых взносов у участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
Федеральным законом также вносятся корректирующие изменения в Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в связи с отменой с 1 января 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а его реализация может потребовать расходов федерального бюджета в размере 13,8 млрд. рублей в 2021 году, 42,4 млрд. рублей в 2022 году, 85,5 млрд. рублей в 2023 году, 125,9 млрд. рублей в 2024 году.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной частью 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.