Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 июня 2021 г. N 5.1-01/1762
по проекту федерального закона N 1143296-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 9 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (N 1143296-7) "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 5 апреля 2021 года. При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении было изменено его наименование и внесены поправки, устанавливающие новое правовое регулирование.
Федеральный закон устанавливает особенности организации и осуществления бюджетного процесса в 2021 году.
Так, Федеральным законом (пункт 1, подпункт "в" пункта 2 статьи 1) предлагается приостановить до 1 января 2022 года год действие абзаца третьего пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), касающегося требования о распределении между субъектами Российской Федерации субвенций в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете. Одновременно с этим Правительству Российской Федерации предоставляется право принимать решения по перераспределению (распределению) бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций.
Указанные изменения связаны с необходимостью перераспределения высвобождаемых бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий по содействию занятости населения, стимулированию работодателей к найму работников, а также реализации программ профессионального обучения безработных граждан.
Кроме того, в 2021 году Правительству Российской Федерации предоставляется право принимать решения по перераспределению (распределению) бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения (подпункт "в" пункта 2 статьи 1 Федерального закона). Данная мера направлена на восстановление в 2021 году объема бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставленных в 2020 году на закупку автомобилей скорой медицинской помощи.
В целях повышения оперативности исполнения федерального бюджета устанавливаются дополнительные основания для внесения в 2021 году изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, позволяющие увеличить расходы, осуществляемые за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, в случае и пределах увеличения при изменении прогноза социально-экономического развития Российской Федерации прогнозируемого объема иных ненефтегазовых доходов федерального бюджета; уменьшить (увеличить) расходы, осуществляемые в случае и в пределах поступления отдельных видов доходов; уменьшить (увеличить) расходы, осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния на софинансирование формирования пенсионных накоплений (пункт 2, подпункт "а" пункта 3 статьи 1 Федерального закона).
При этом закрепляются положения об обязательном согласовании вышеуказанных решений с Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований.
Наряду с этим в целях перераспределения бюджетных ассигнований предусматривается возможность внесения в 2021 году изменений в сводную бюджетную роспись бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации без внесения изменений в федеральный закон о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации (в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по согласованию с Комиссией Федерального Собрания по перераспределению бюджетных ассигнований (подпункт "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона).
Федеральный закон (пункт 1 статьи 1) приостанавливает на 2021 год действие положения пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса, предусматривающего запрет на уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на обслуживание государственного (муниципального) долга, без внесения изменений в закон о бюджете.
Федеральный закон (пункт 4 статьи 1) по аналогии с 2020 годом устанавливает положение о зачислении в 2021 году в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов сумм административных штрафов за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Федеральный закон соответствуют Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
При этом обращаем внимание, что Федеральным законом (подпункт "б" пункта 1 статьи 1) приостанавливается до 1 января 2022 действие статьи 174.1 Бюджетного кодекса, содержащей требование о прогнозировании доходов бюджетов на основе действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган, а также принятого на указанную дату и вступающего в силу в очередном финансовом году и плановом периоде законодательства о налогах и сборах, бюджетного законодательства, законодательства Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Указанные изменения могут повлиять на обеспечение стабильности и предсказуемости формирования доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Федеральный закон (статья 2) предусматривает сохранение в 2022 - 2024 годах установленных на 2021 год нормативов распределения между федеральным бюджетом и региональными бюджетами акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации. Так, в течение указанного периода соответствующие налоговые доходы подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 25,1 процента, в региональные бюджеты - 74, 9 процента (вместо 91,6 процента в 2023 году, 100 процентов в 2024 году).
Данные изменения подготовлены с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации, утвержденного 12 февраля 2021 года N Пр-215. Однако при этом они не были отражены в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон согласно статье 5 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование), "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктами "а" (федеральный бюджет), "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 24 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.