Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 июня 2021 г. N 5.1-01/1927
по проекту федерального закона N 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 17 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 января 2021 года и направлен на комплексное совершенствование Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
При рассмотрении законопроекта во втором чтении были уточнено его наименование и расширен предмет правового регулирования.
В целях упрощения и оптимизации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Федеральным законом предусматривается сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех: конкурсы, аукционы, запрос котировок. Одновременно исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений. Кроме того, Федеральным законом предусматривается уточнение случаев осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Федеральным законом устанавливается новый порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как путем применения открытых конкурентных способов, так и закрытых, в частности, порядок проведения электронного конкурса, электронного аукциона, порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры. При этом Федеральным законом, в частности, предусмотрена возможность применения закрытых конкурентных способов в случае осуществления закупок для обеспечения деятельности судей.
Федеральным законом устанавливается обязанность заказчика, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, путем проведения аукционов. При этом исключается возможность осуществления путем проведения аукционов закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.
Федеральным законом устанавливается право заказчика проводить электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей.
Независимо от этих требований устанавливается возможность осуществления закупок путем электронного запроса котировок, в частности, в отношении лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Федеральному закону интеграция информационных систем субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, электронных площадок с единой информационной системой достигается, в том числе, посредством обмена электронными документами и информацией при взаимодействии таких систем, электронных площадок с единой информационной системой. Установлено, что при формировании и размещении информации и документов в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке, а также при составлении документов применяются единые формы документов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливаются единые требования к заявке на участие в закупке, особенности ее подачи при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур, устанавливаются единые правила обеспечения заявки на участие в закупке, в том числе при проведении электронных процедур. При этом предусматривается, что заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, Евразийским банком развития.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается порядок открытия и ведения специального счета участника закупки, а также порядок блокирования денежных средств, находящихся на данном счете. При этом предусматривается, что на заблокированные денежные средства не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки.
Федеральным законом предусматривается введение в Федеральный закон N 44-ФЗ так называемой "универсальной стоимостной предквалификации", предусматривающей, что в случае, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта, стоимость исполненных обязательств по которому должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Федеральным законом устанавливается новый порядок проведения общественного обсуждения закупок, которое проводится заказчиком в целях публичного обсуждения соответствия планируемой закупки требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. При этом по результатам рассмотрения замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения заказчик вправе внести изменения в план-график, извещение об осуществлении закупки, проект контракта или отменить закупку. Однако Федеральным законом не определено, в каком случае заказчик реализует такое право.
Федеральным законом вносятся также изменения в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон "Об исполнительном производстве", Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
При этом следует отметить, что в подпункте "а" пункта 16 статьи 5 Федерального закона при внесении изменения в пункт 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ допущена орфографическая ошибка: в словах "проведения открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" - неверно указано окончание в слове "проведения" (необходимо было указать "проведении").
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых статьей 9 Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "о" (гражданское законодательство) и "ж" (финансовое и кредитное регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "в" (финансовое и кредитное регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 2 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.