Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре от 21 июня 2021 г. N 3.9-04/1219
по проекту федерального закона N 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) принят Государственной Думой 17 июня 2021 года.
Федеральный закон разработан Правительством Российской Федерации во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации об упрощении и оптимизации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и предусматривает комплексное совершенствование положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях обеспечения эффективности, стабильности, однообразия в толковании и применении его положений, устранения внутренних противоречий, исключения дублирования и избыточного регулирования.
В частности, Федеральный закон предусматривает:
сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных - конкурс, аукцион, запрос котировок, при этом исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений. При доработке ко второму чтению текст Федерального закона дополнен нормами по внесению такого же изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
установление единых требований к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единых требований к составу и содержанию заявок на участие в закупках, единых правил обеспечения заявки на участие в закупке;
замену понятия "банковская гарантия" понятием "независимая гарантия", которая помимо банков может выдаваться государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" и фондами содействия кредитованию;
переход к электронной форме осуществления всех способов определения поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд с использованием специализированных информационных систем (единая информационная система в сфере закупок, региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, электронные площадки).
Федеральный закон закрепляет обязанность заказчика (за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)) осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, путем проведения аукционов.
При этом устанавливается перечень случаев, когда заказчик вправе проводить электронный запрос котировок, а именно:
1) в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей;
2) независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в случае осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в числе которых к вопросам ведения комитета относятся:
изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, в части вопросов ведения Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре необходимо также отметить следующее.
1. Федеральным законом сохраняются предусмотренные статьей 93 Закона N 44-ФЗ нормы по осуществлению закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для учреждений культуры, государственных или муниципальных образовательных и научных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. Кроме того, перечень случаев, в которых может осуществляться закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), дополнен заключением контракта на выполнение работ, оказание услуг по сохранению объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - ОКН).
2. Предусмотрен еще ряд норм, направленных на сохранение ОКН, в частности:
- уточняется, что положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся ОКН, также применяются к выявленным ОКН.
- статья 34 Закона N 44-ФЗ дополняется положением, устанавливающим, что предметом контракта могут быть одновременно консервация, ремонт, реставрация, приспособление ОКН для современного использования, включая научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению ОКН, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
3. Сохранены нормы по увеличенным срокам рассмотрения и оценки заявок на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства. В статье 48 Закона N 44-ФЗ, касающейся проведения электронного конкурса, устанавливается возможность продления сроков рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке) при осуществлении следующих закупок:
- научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР);
- на создание произведения литературы или искусства;
- работ по сохранению ОКН;
- работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;
- работ, услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
5. Уточняются условия заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских работ, в том числе на выполнение составляющих один предмет контракта двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, с несколькими участниками закупки.
6. Устанавливается запрет на осуществление путем проведения аукционов закупок услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре сопровождал Федеральный закон на всех стадиях законодательного процесса, поддерживал его концепцию, принимал участие в доработке после первого чтения. В числе поправок, внесенных после первого чтения, наиболее важной представляется поправка, связанная с необходимостью закрепления особых подходов к закупкам НИОКТР и предусматривающая дополнение установленного частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ перечня случаев, в которых допускается изменение существенных условий контракта, случаем невозможности исполнения контракта, заключенного на срок не менее одного года, цена которого составляет или превышает предельный размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, предметом которого является выполнение НИОКТР.
Значимость такого изменения обусловлена высокорисковым характером и особой спецификой научных исследований, предполагающей возможность резкого изменения хода НИОКТР в случае открытия ранее неизвестных закономерностей, эффектов, свойств, для чего могут потребоваться приобретение критически важных частей научного оборудования, необходимых материалов, дополнительных ресурсов, в том числе достаточно затратных по времени, финансам и трудоемкости. Вопрос закрепления особых подходов к закупкам НИОКТР в целях обеспечения благоприятных условий осуществления научной деятельности неоднократно поднимался Советом Федерации и комитетом, обсуждался в рамках состоявшихся 13 мая 2021 года парламентских слушаний "Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста".
В целом, по мнению Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Федеральный закон, разработанный в целях упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отвечает поставленным целям, направлен на совершенствование системы управления расходованием бюджетных средств.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой 17 июня 2021 года.
Председатель комитета |
Л.С. Гумерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.