Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 июня 2021 г. N 5.1-01/1896
по проекту федерального закона N 1134552-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, М.В. Кузьминым, С.И. Крючеком, А.В. Якубовским 23 марта 2021 года (N 1134552-7).
В федеральные законы от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вносятся изменения, направленные на расширение гарантий защиты прав и обеспечения законных интересов граждан - участников долевого строительства.
В указанных целях публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд) предоставляется право на завершение строительства объектов незавершенного строительства и осуществление нового строительства многоквартирных домов и объектов недвижимости с привлечением денежных средств участников долевого строительства без их размещения на счетах эскроу. Денежные средства участников долевого строительства должны будут направляться на расчетный счет Фонда, открытый в уполномоченном банке в сфере жилищного строительства.
Функции уполномоченного банка в сфере жилищного строительства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя будет осуществлять уполномоченный банк, определяемый решением Правительства Российской Федерации.
Предусматривается предоставление Фонду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости при невозможности завершения строительства проблемных объектов по причине ограничений, установленных земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Устанавливается, что подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, необходимых для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, а также проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий будут осуществляться за счет имущества Фонда, в том числе за счет денежных средств, полученных в качестве имущественного взноса Российской Федерации. Принятие Фондом решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, строительству многоквартирных домов и иных объектов недвижимости возможно при условии, если размер такого финансирования, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не превысит максимальную величину возможных выплат возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений.
Фонд или юридическое лицо, специально созданное Фондом для этих целей, наделяется функциями технического заказчика с правом на проведение строительного контроля в отношении многоквартирных домов, завершение строительства которых осуществляется фондами субъектов Российской Федерации. В отношении указанных объектов Правительство Российской Федерации также вправе принять решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
В отношении Фонда вводится обязанность по осуществлению ежеквартального мониторинга реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
Устанавливается, что в целях создания правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией в сфере жилищного строительства единый институт развития в жилищной сфере создает, эксплуатирует и модернизирует единую информационную систему жилищного строительства, в том числе осуществляет сбор, обработку информации для ее включения в данную информационную систему, хранение такой информации, обеспечение доступа к ней, а также осуществляет ее предоставление, размещение и распространение.
Федеральным законом расширяется перечень субъектов единой информационной системы жилищного строительства, которые обязаны размещать в указанной системе информацию об осуществляемом жилищном строительстве (субъекты Российской Федерации, фонды субъекта Российской Федерации и конкурсные управляющие), а также расширяется сам перечень информации, подлежащей размещению в личных кабинетах всех субъектов единой информационной системы жилищного строительства (в частности, вся информация об объектах жилищного строительства - местоположение, степень строительной готовности, график завершения строительства, а также отчеты о достижении значений показателей результативности завершения строительства проблемных объектов недвижимости). Порядок, способы, сроки и периодичность размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства, а также состав включаемых сведений, виды и наименования размещаемых документов в форме их электронных образов будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Информация и документы, которые подлежат размещению в единой информационной системе жилищного строительства, предоставляются без взимания платы. Взаимодействие посредством единой информационной системы жилищного строительства физических и юридических лиц при предоставлении им государственных и муниципальных услуг (функций) осуществляется с использованием Федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом расширяется перечень оснований исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов: погашение субъектом Российской Федерации требований всех граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований, отсутствие обязательств застройщика перед гражданами - участниками строительства по договорам участия в долевом строительстве, выплата всем гражданам - участникам строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства проблемного объекта, страхового возмещения.
Фонду предоставляется право на ознакомление с реестром требований участников строительства и основаниями для их включения в такой реестр, а также предоставляется право заявлять в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве застройщика, возражения по результатам рассмотрения реестра требований участников строительства.
Федеральным законом устанавливается, что судебные акты и акты уполномоченного органа о наложении ареста на имущество или запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом многоквартирного дома, в котором расположен объект долевого строительства, не являются основанием для приостановления государственного кадастрового учета многоквартирного дома, государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства, государственной регистрации перехода права собственности на такой объект. При этом запись о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия должна быть погашена одновременно с государственной регистрацией права собственности на последний объект долевого строительства в таком многоквартирном доме.
Корреспондирующие изменения вносятся в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Во втором чтении Федеральный закон был дополнен положениями, не связанными с его первоначальной концепцией.
В частности, статьей 2 Федерального закона вносятся изменения в статью 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусматривающие для региональных операторов, осуществляющих на территории субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходам, возможность привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами к оказанию комплексных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по результатам торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Уточняются условия проведения таких торгов и порядок деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющих объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и привлеченных к оказанию комплексных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 3 Федерального закона статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" дополняется положением, предоставляющим Правительству Российской Федерации право устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями.
Статьей 5 Федерального закона в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" вносится изменение, устанавливающее запрет на оспаривание цены государственного или муниципального имущества, установленной по результатам проведения аукциона или конкурса, отдельно от результатов аукциона или конкурса.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "в" (вопросы владения, пользования и распоряжения землей) и "ж" (социальная защита), "к" (административное, жилищное, земельное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой российского законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 11 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопрос, предусмотренный пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.