Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1114597-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части присвоения классных чинов и совершенствования механизма ротации государственных гражданских служащих) внесен сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, В.В. Полетаевым, А.Д. Башкиным, А.К. Пушковым
(утв. решением Комитета от 21 апреля 2021 г. N 164/5)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 22 марта 2021 года (протокол N 306, пункт 73) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1114597-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроект направлен на уточнение положений о присвоение классных чинов на государственной гражданской службе Российской Федерации и усовершенствование механизма ротации государственных гражданских служащих как эффективного инструмента по противодействию коррупции, повышению гибкости механизма в целом, роста мотивации гражданских служащих, подлежащих ротации.
В частности, предлагается определить полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных государственных органов по установлению соответствия классных чинов государственной гражданской службы должностям государственной гражданской службы. Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривается единая классификация должностей государственной гражданской службы по категориям и группам и на ее основе закрепляются единые квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы, а также порядок присвоения классных чинов государственной гражданской службы, вне зависимости от того, кто руководит деятельностью федерального органа исполнительной власти. Полагаем предлагаемое изменение недостаточно обоснованным. В настоящий момент вопрос соотношения классных чинов и должностей регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2019 г. N 1000 "Об утверждении таблицы соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей в федеральных органах исполнительной власти". Авторам законопроекта также не учтено, что принятие предлагаемой нормы потребует разработки и принятия соответствующего указа Президента Российской Федерации.
В части ротации государственных гражданских служащих предлагается установить следующее: 1) с письменного согласия государственного гражданского служащего он может быть назначен в порядке ротации на должность, размер должностного оклада по которой ниже замещаемой должности; 2) срок замещения должности в порядке ротации может быть продлен в пределах установленного законом срока (от трех до пяти лет); 3) лицо может замещать должность в порядке ротации два срока подряд с изменением условий служебного контракта, но не более 10 лет; 5) при отказе от назначения в порядке ротации без уважительных причин государственному гражданскому служащему может быть предложено занять иную должность в порядке ротации, размер должностного оклада по которой ниже замещаемой должности.
В связи с предлагаемыми нормами Комитет отмечает следующее. Ротация государственных гражданских служащих предполагает их горизонтальное перемещение из одного государственного органа в другой либо в пределах одного государственного органа на сопоставимые по уровню профессионализма, должностных обязанностей и оплаты труда должности. Полагаем, предлагаемая норма о возможности назначения на должность в порядке ротации с меньшим окладом требует дополнительного обсуждения. По своей сути ротация на государственной гражданской службе не является мерой поощрения (награждения) или видом взыскания, перестановка кадров осуществляется в целях изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которым он взаимодействует, посредством последовательной смены его подчиненности и (или) места прохождения государственной гражданской службы и направлена на предупреждение коррупционных рисков. Именно поэтому установленный срок пребывания на одной должности в порядке ротации не может превышать 5 лет. В первую очередь к преимуществам такого максимального срока причисляют то, что гражданские служащие не задерживаются длительное время на одной и той же руководящей должности, вследствие чего не обзаводятся коррупционными связями и при этом не теряют заинтересованности в службе.
Однако ротация входит в число приоритетных направлений формирования кадрового состава и борьбы с коррупцией. Кадровый дефицит является одной из проблем при проведении ротации. Не редкостью являются случаи отказа переезжать в другой регион и увольнения перспективных кадров. Сложность решения социально-бытовых вопросов перемещаемых руководителей и членов их семей, отсутствие обоснованных расчетов средств на строительство частного жилья, гостиниц, благоустроенных общежитий и других объектов социальной инфраструктуры, негативно влияют на готовность назначения на должность в порядке ротации в другой регион. Полагаем, возможность нахождения на одной должности в порядке ротации 10 лет повысит мотивацию государственных гражданских служащих к переезду при ротации и может способствовать стабилизации кадрового состава на основе внутри- и межведомственной ротации за счет постоянного притока высококвалифицированных специалистов.
Однако при изменении условий служебного контракта стоит учитывать, что служебный контракт является соглашением о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Должностные обязанности служащего устанавливаются должностным регламентом, который содержит в себе требования к определенной должности государственной гражданской службы, а также является составной частью административного регламента государственного органа, в связи с чем его изменение может повлечь изменение должностных регламентов других сотрудников.
Также полагаем, что стоит рассмотреть вопрос по расширению перечня должностей, по которым предусматривается ротация, что обеспечит использование механизма ротации применительно к служащим, замещающим должности большинства категорий и групп должностей государственной службы.
В целом Комитет поддерживает концепцию законопроекта с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.