Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 02.12.1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности (далее - Закон о банках и банковской деятельности) и от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), создающие правовые основания для обращения в доход Российской Федерации денежных средств, поступивших на счета в кредитных организациях лиц, замещающих (занимающих) или замещавших (занимавших) должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма поступивших денежных средств превышает совокупный доход этих лиц за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.
Обращаем внимание, что, предоставляя Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам право обращаться в суд с заявлениями о взыскании в доход Российской Федерации денежных средств в размере, эквивалентном размеру поступивших на счет физического лица, как замещающего (занимающего), так и замещавшего (занимавшего) соответствующую должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункты 12 и 13 проектируемой статьи 8.2 Закона о противодействии коррупции), законопроект, тем не менее, устанавливает механизм проведения прокурором проверки лишь в отношении лиц, замещавших (занимавших) соответствующую должность (пункты 2-11 проектируемой статьи 8.2 Закона о противодействии коррупции), равно как и обязывает кредитные организации выдавать прокурору справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц лишь в отношении указанных лиц (проектируемая часть седьмая статьи 26 Закона о банках и банковской деятельности содержит ссылку только на запрос, направляемый прокурором на основании части 3 статьи 8.2 Закона о противодействии коррупции).
В данной связи механизм проверки достоверности сведений о законности получения денежных средств, поступивших на счета лица, продолжающего замещать (занимать) должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и гарантии прав этих лиц при принятии прокурором решения об обращении в суд в порядке, установленном пунктом 12 проектируемой статьи 8.2 Закона о противодействии коррупции, остаются неурегулированными.
Вместе с тем, к примеру, Федеральный закон от 03.12.2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" устанавливает один и тот же порядок осуществления контроля за расходами лиц как замещающих (занимающих) соответствующие должности, так прекративших их замещать (занимать).
Кроме того, законопроектом не установлены критерии законности получения денежных средств, и в пояснительной записке отсутствует обоснование размера денежной суммы - десять тысяч рублей.
Замечания юридико-технического характера направлены в Комитет в рабочем порядке.
Законопроект требуется направить на заключение в Центральный банк Российской Федерации в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.