Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 июня 2021 г. N 5.1-01/1895
по проекту федерального закона N 1147175-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 9 апреля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" (N 1147175-7).
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) дополняется положениями, устанавливающими перечень мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства (далее - проекты по строительству), и определяющими перечень этапов по реализации таких проектов. Также определяются мероприятия, осуществляемые при выполнении работ по инженерным изысканиям и архитектурно-строительным проектированиям, в том числе мероприятия, осуществляемые в целях выдачи документации, необходимой для выполнения указанных работ. Устанавливается, что исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения вышеуказанных мероприятий при реализации проектов по строительству, будет утверждаться Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи осуществления мероприятий исключительно в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности. Правительством Российской Федерации также могут утверждаться единые стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляемых федеральными, региональными и муниципальными органами власти в области градостроительной деятельности.
Федеральным законом исключается институт признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, взамен вводится институт признания проектной документации типовой проектной документацией (в целях ее последующего многократного применения к другим аналогичным проектируемым объектам капитального строительства). Типовой проектной документацией может быть признана проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и использованная при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в отношении которого получено разрешение о вводе в эксплуатацию. Сведения о типовой проектной документации должны включаться в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Порядок признания проектной документации типовой проектной документацией будет определяться Правительством Российской Федерации. Критерии, которым должна соответствовать типовая проектная документация, срок применения типовой проектной документации, порядок принятия решения о признании проектной документации типовой проектной документацией, порядок использования типовой проектной документации, в том числе порядок внесения в нее изменений, а также основания для исключения типовой проектной документации из единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи обязательного использования типовой проектной документации.
Федеральные, региональные, муниципальные органы власти, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, а также юридические лица, в уставных (складочных) капиталах которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, получают право безвозмездно использовать типовую проектную документацию, исключительное право на которую принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Предусматривается право Правительства Российской Федерации устанавливать порядок проведения экспертиз проектной документации по принципу "одного окна", в соответствии с которым проведение экспертиз осуществляется на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между органами, организациями, уполномоченными на проведение указанных экспертиз, осуществляется без участия заявителя.
В Градостроительном кодексе закрепляется понятие рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства должны осуществляться в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией. Состав и содержание проектной документации будут определяться Правительством Российской Федерации, которое также может устанавливать отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
В Градостроительном кодексе устанавливаются дополнительные способы и порядок подачи, приема и выдачи: уведомлений о планируемом строительстве, заявлений о выдаче разрешений на строительство, разрешений на строительство, уведомлений об окончании строительства, уведомлений о планируемом сносе или завершении сноса объектов капитального строительства; заявлений о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Уточняются особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе в области реализации проектов по строительству и подготовки изменений в генеральные планы и в правила землепользования и застройки.
В целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вносятся изменения, наделяющие Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства функциями по привлечению средств Фонда национального благосостояния, по предоставлению за счет привлеченных средств займов юридическим лицам и по приобретению облигаций юридических лиц при их первичном размещении. При этом Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства вправе будет выступать участником синдиката кредиторов в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2007 года N 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральным законом устанавливается, что процедуры, включенные до 1 января 2021 года в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, могут осуществляться до 1 сентября 2022 года. Предусматривается, что экономически эффективная проектная документация повторного использования, сведения о которой по состоянию на 1 октября 2021 года включены в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, признается типовой проектной документацией.
Корреспондирующие изменения вносятся в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", федеральные законы от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленном пунктом "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и в целом согласуется с системой российского законодательства.
Вместе с тем пункт 12 статьи 1 Федерального закона, предусматривающий в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса возможность осуществления государственного строительного надзора посредством инспекционного визита или выездной проверки без взаимодействия с контролируемым липом, не согласуется с положениями статей 56, 70, 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", устанавливающими, что указанные виды контрольных (надзорных) мероприятий проводятся путем взаимодействия с контролируемым липом. Во избежание коллизии норм указанных федеральных законов полагаем необходимым согласовать их между собой.
Кроме того, реализация Федерального закона потребует внесения в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменений в части выделения Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства средств из Фонда национального благосостояния.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 7 Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопрос, предусмотренный пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совета Федерации должно быть начато не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.