Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 июня 2021 г. N 5.1-01/1854
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", принятому Государственной Думой 15 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 1 февраля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации" (N 1104310-7).
Федеральным законом регулируются вопросы, связанные с временным пребыванием и постоянным проживанием иностранных граждан на территории Российской Федерации, осуществлением ими трудовой деятельности, прохождением процедуры обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования, прохождением медицинского освидетельствования, осуществлением сбора, хранения и учета дактилоскопической информации.
В Федеральном законе от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливается, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу или патента, а также членов его семьи продлевается на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного данным иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в случае заключения иностранным работником такого договора на неопределенный срок, срок его временного пребывания в России продлевается на срок до одного года с даты въезда, который может быть неоднократно продлен, но не более чем на один год для каждого такого продления. Федеральным законом предусматривается порядок продления срока временного пребывания в Российской Федерации отдельным категориям иностранных граждан.
Устанавливается обязательность государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также в иных целях.
Предусматривается выдача иностранным гражданам подтверждающего документа, который может быть оформлен также в виде карты с электронным носителем информации и может использоваться для идентификации иностранного гражданина с помощью биометрических персональных данных.
В случае неисполнения этими иностранными гражданами обязанностей по прохождению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографированию, медицинскому освидетельствованию срок их временного пребывания в Российской Федерации сокращается.
От прохождения процедуры обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографирования и медицинского освидетельствования освобождаются, в частности граждане Республики Беларусь, должностные лица международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, главы дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, владельцы дипломатических, служебных паспортов (на основе принципа взаимности), иностранные граждане, не достигшие возраста шести лет.
Федеральным законом предусматривается возможность выдачи гражданам Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты.
Устанавливается, что вид на жительство иностранному гражданину выдается без ограничения срока действия, а также закрепляется возможность его оформления в виде карты с электронным носителем информации для хранения биометрических персональных данных владельца со сроком на 10 лет.
Предусматривается, что федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, а также к выдаче иностранным гражданам сертификата будет осуществляться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере образования.
В Федеральном законе от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" устанавливается срок хранения дактилоскопической информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства - до достижения ими возраста 100 лет или установления факта их смерти.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "м" (безопасность) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "е" (общие вопросы образования) и "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования за исключением отдельных положений, для которых статьей 3 Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 30 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации A.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации B.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.