Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 июня 2021 г. N 5.1-01/1798
по проекту федерального закона N 1171664-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 9 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (N 1171664-7) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 14 мая 2021 года. При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении было изменено его наименование и внесены поправки, устанавливающие новое правовое регулирование.
Федеральный закон разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 года N Пр-753 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года, а также в целях совершенствования порядка рассмотрения федерального закона о федеральном бюджете и представления бюджетной отчетности.
1. Федеральный закон (пункты 1, 2, 4 статьи 1) предусматривает в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) положения о бюджетных кредитах, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее инфраструктурные бюджетные кредиты).
Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению порядка предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации указанных кредитов, а также по утверждению порядка проведения отбора соответствующих инфраструктурных проектов. При этом закрепляются положения о направлении соответствующих проектов правовых актов Правительства Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу и рассмотрении их трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.
Федеральное казначейство наделяется полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля за соблюдением условий предоставления и использования инфраструктурных бюджетных кредитов, а также контрактов (договоров, соглашений), финансируемых за счет указанных кредитов.
Федеральным законом (пункты 2, 4 статьи 1) предусматривается возможность превышения ограничений по размеру дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, направленных на реализацию инфраструктурных проектов; корректируются подходы к расчету показателей отнесения субъекта Российской Федерации к группам заемщиков при оценке их долговой устойчивости. В частности, предлагается не учитывать инфраструктурные бюджетные кредиты в объеме государственного долга субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон (статья 3) закрепляет основные условия предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов, согласно которым Минфин России вправе предоставить кредиты со сроком погашения не ранее 2036 года включительно, с платой за пользование кредитами по ставке не более 3 процента годовых.
2. Федеральный закон (статья 3) предусматривает меры, направленные на поддержку регионов, имеющих значительную долю задолженности по рыночным заимствованиям.
Так, Минфину России предоставляется право предоставить в 2021 году бюджетные кредиты на погашение задолженности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по государственным (муниципальным) ценным бумагам, а также по кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков, международных финансовых организаций, со сроком погашения не позднее 2029 года, с платой за пользование бюджетными кредитами по ставке 0,1 процента годовых.
Одновременно с этим устанавливаются дополнительные основания для внесения в 2021 году изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в части предоставления бюджетных (в том числе, инфраструктурных) кредитов, а также закрепляются положения об осуществлении парламентского контроля Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований (статья 2 Федерального закона).
3. В целях повышения финансовой устойчивости регионов предусматривается реструктуризация обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона).
В частности, задолженность по бюджетным кредитам подлежит погашению в период с 2021 по 2029 год в следующем порядке: в 2021 - 2024 годах ежегодно в размере 5 процентов суммы задолженности, в 2025 - 2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности - с возможностью ее досрочного погашения. За пользование средствами федерального бюджета взимается плата в размере 0,1 процента годовых.
Высвобождаемые в результате этих мер средства региональных бюджетов подлежат направлению на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов. Наряду с этим Правительству Российской Федерации предоставлено право на списание задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам в объеме поступлений в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов.
4. Федеральным законом (пункт 9 статьи 1) переносится с 1 октября на 15 сентября текущего года предельный срок внесения в Государственную Думу проекта закона о федеральном бюджете, что должно ускорить процедуры заключения соглашений о предоставлении регионам межбюджетных трансфертов и обеспечить финансирование расходов с начала финансового года. Наряду с этим увеличивается с 25 до 30 дней срок рассмотрения в Государственной Думе законопроекта о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
5. Федеральным законом (пункты 17, 18, 19 статьи 1) корректируются сроки составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, что позволит учитывать соответствующие показатели при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В частности, переносятся с 1 апреля на 15 марта текущего финансового года сроки представления главными администраторами средств федерального бюджета годовой бюджетной отчетности в Счетную палату Российской Федерации для внешней проверки. Также переносится с 1 августа на 15 июня текущего финансового года предельный срок представления Правительством Российской Федерации в Государственную Думу годового отчета об исполнении федерального бюджета и устанавливается предельный срок его рассмотрения в Государственной Думе (45 дней).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон согласно статье 5 вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, касающихся предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов, а также реструктуризации обязательств (задолженности) регионов по бюджетным кредитам, которые вступают в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование), "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктами "а" (федеральный бюджет), "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 24 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике A.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации B.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.