Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 21 июня 2021 г. N 3.2-05/2012
по проекту федерального закона N 1171664-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" (проект N 1171664-7), принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом предусматриваются комплексные изменения бюджетного законодательства Российской Федерации, направленные на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года в части возможности предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, а также бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
Внесенными Федеральным законом в Бюджетный кодекс Российской Федерации новыми нормами установлено, что:
предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных выше бюджетных кредитов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в порядке предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов предусматриваются в том числе направления использования;
отбор инфраструктурных проектов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в объеме государственного долга субъектов Российской Федерации не учитываются бюджетные кредиты, предоставленные на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Также предусматривается, что Федеральное казначейство осуществляет государственный финансовый контроль за соблюдением условий предоставления и использованием бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, соблюдением условий соглашений об их предоставлении, условий контрактов (договоров, соглашений) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается, что проекты правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих указанные выше порядки и распределение бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, направляются в Совет Федерации и Государственную Думу и в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях и порядке подлежат рассмотрению трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.
Федеральным законом устанавливаются дополнительные полномочия Министерства финансов Российской Федерации в 2021 году предоставлять бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2021 года:
1) для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, со сроком погашения не позднее 2029 года включительно, с платой за пользование указанными бюджетными кредитами по ставке 0,1 процента годовых;
2) на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, со сроком погашения не ранее 2036 года включительно, с платой за пользование указанными бюджетными кредитами по ставке не более 3 процента годовых.
При этом устанавливается, что соответствующие предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, обусловленные предоставлением указанных бюджетных кредитов уже в 2021 году, Министерство финансов Российской Федерации представляет для рассмотрения в Комиссию Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде.
Федеральный закон наделяет Правительство Российской Федерации правом провести в 2021 году реструктуризацию обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по действующим бюджетным кредитам на определенных Федеральным законом условиях либо списать задолженность субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по таким бюджетным кредитам в определенном объеме.
При этом предусматривается, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате уменьшения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающие принцип общего (совокупного) покрытия расходов (статья 35) и ограничения по параметрам дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (статья 92.1). Уточняются подходы к расчету показателей отнесения субъекта Российской Федерации к группам заемщиков при оценке долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (статья 107.1).
Также Федеральным законом предусматриваются изменения в части переноса с 1 октября на 15 сентября текущего года предельного срока внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также сокращения сроков составления, представления, внешней проверки и утверждения годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета.
Федеральный закон приостанавливает до 1 января 2022 года действие отдельных положений статей 93.2 и 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих при утверждении бюджета установление целей, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, размеры платы за пользование бюджетными кредитами в случае предоставления бюджетных кредитов, указанных в Федеральном законе.
Принятие Федерального закона будет способствовать эффективной реализации проектов инвестиционного характера на территории субъектов Российской Федерации, включая строительство (реконструкцию) объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктур.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Первый заместитель |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.