Заключение Счетной палаты РФ от 21 мая 2021 г. N ЗСП-134/16-09
на проект федерального закона N 1171664-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 21 мая 2021 г. N 39К (1482)))
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 1171664-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 35, 92.1, 93.3, 107.1, 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для обеспечения предоставления до конца 2023 года бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Так, законопроектом предусматривается дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации положениями, согласно которым предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также отбор таких проектов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается предусмотреть в Бюджетном кодексе Российской Федерации возможность превышения ограничений параметров дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются указанные бюджетные кредиты, закрепить возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае предоставления из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации таких бюджетных кредитов, а также установить положение об осуществлении Счетной палатой Российской Федерации й Федеральным казначейством государственного финансового контроля за . соблюдением условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения которых являются предоставленные из федерального бюджета бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Кроме того, законопроектом предлагается в статье 107.1 уточнить подходы к расчету показателей отнесения субъекта Российской Федерации к группам заемщиков при оценке долговой устойчивости субъекта Российской Федерации, предусмотрев, что указанные бюджетные кредиты не учитываются в объеме государственного долга субъектов Российской Федерации, а сумма платежей по погашению и обслуживанию таких кредитов не учитывается в годовой сумме платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается в статьях 192 и 194 Бюджетного кодекса Российской Федерации установить правовые основания для перенесения срока внесения на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период с 1 октября на 15 сентября текущего года. Предусматривается также в статье 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации увеличить срок рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период с 25 до 30 дней.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 192 и 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исключить требование о представлении в Государственную Думу в составе документов и материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете (федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) включаемых в проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период данных о наличии решений о предоставлении земельных участков под строительство. Согласно пояснительной записке данная мера предлагается в целях ускорения осуществления капитальных вложений, поскольку такое требование, по мнению авторов законопроекта, является избыточным.
Указанный вывод об ускорении осуществления капитальных вложений представляется весьма сомнительным.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, выделение бюджетных ассигнований на капитальные вложения без наличия разрешительных документов на земельный участок существенно увеличивает риски несвоевременного освоения (неосвоения) капитальных вложений в связи с невозможностью начала строительства, роста объема незавершенного строительства и снижения таким образом эффективности использования бюджетных средств.
Полагаем целесообразным в статьях 192 и 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации сохранить требование о представлении в Государственную Думу включаемых в проект федеральной адресной инвестиционной программы данных о наличии решений о предоставлении земельных участков под строительство.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 149, 264.2, 264.3, 264.7, 264.9, 264.10, 264.11 Бюджетного кодекса Российской Федерации и уточнить сроки составления, представления, утверждения и внешней проверки годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, а также бюджетной отчетности об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
В соответствии с проектируемыми изменениями в статью 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается, что Счетная палата Российской Федерации готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и представляет указанное заключение в Государственную Думу в течение 15 дней со дня представления Правительством Российской Федерации годового отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу. Отмечаем, что пояснительная записка к законопроекту не содержит обоснований установления такого срока.
Представляется, что предлагаемая законопроектом норма, не устанавливая конкретную дату представления в Государственную Думу заключения Счетной палатой Российской Федерации на годовой отчет об исполнении федерального бюджета, с учетом планового характера осуществления Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий по проверке исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов содержит риски сокращения фактического срока подготовки указанного заключения.
Полагаем целесообразным установить в статье 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок подготовки заключения на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и его представления в Государственную Думу - не позднее 1 июля текущего года.
Аналогичную норму предлагаем установить в статье 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении подготовки и представления в Государственную Думу заключений Счетной палаты Российской Федерации на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год.
Законопроектом (статьи 2 и 3) также предусматривается установить особенности исполнения федерального бюджета в 2021 году в части предоставления Правительству Российской Федерации права проведения в установленном им порядке в 2021 году реструктуризации задолженности
субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, установления мер ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации условий реструктуризации и обязательств по соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов.
На основании изложенного законопроект требует доработки с учетом высказанных замечаний при подготовке к его рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.