Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 июня 2021 г. N 5.1-01/1872
по проекту федерального закона N 1172872-7 "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий", принятому Государственной Думой 15 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 17 мая 2021 года (N 1172872-7).
Ратифицируемое Соглашение, подписанное в городе Душанбе 28 сентября 2018 года в ходе заседания Совета глав государств СНГ, содержит положения о сотрудничестве государств-участников СНГ в целях обеспечения предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере информационных технологий.
Соглашением устанавливается перечень деяний, которые Стороны признают в качестве уголовно наказуемых в соответствии со своим законодательством, определяются формы сотрудничества компетентных органов Сторон (статьи 3, 5). Предусмотрено, что Стороны сотрудничают, например, путём обмена информацией; проведения по запросу скоординированных мероприятий; создания информационных систем и программных продуктов, обеспечивающих выполнение задач, относящихся к предмету сотрудничества Сторон. По условиям Соглашения сотрудничество Сторон осуществляется на основании запросов компетентных органов об оказании содействия. Основания для исполнения запросов, а также для отказа в их исполнении указаны в статьях 7 и 11 Соглашения. Так, в исполнении запроса может быть отказано, если это может нанести ущерб суверенитету, безопасности или интересам государства, правам и интересам его граждан, а также противоречит законодательству или международным обязательствам запрашиваемой Стороны.
В соответствии со статьёй 4 Соглашения сотрудничество Сторон осуществляется между компетентными органами непосредственно. Перечень таких органов определяется каждой Стороной и передаётся депозитарию.
Российская Федерация ратифицирует Соглашение с оговоркой, согласно которой она оставляет за собою право признавать указанные в оговорке деяния, как в качестве уголовно наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, так и в качестве административно наказуемых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. К таким деяниям согласно оговорке относятся деяния, предусмотренные пунктом 1 статьи 3 Соглашения, в частности его подпунктами "г" (хищение имущества путём изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путём введения в компьютерную систему ложной информации, либо сопряжённое с несанкционированным доступом к охраняемой законом компьютерной информации), "д" (распространение с использованием Интернета или иных каналов электрической связи порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего), "ж" (незаконное использование программ для компьютерных систем и баз данных, являющихся объектами авторского права, а равно присвоение авторства, если это деяние причинило существенный ущерб) и "з" (распространение с использованием Интернета или иных каналов электрической связи материалов, признанных экстремистскими или содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности или оправданию терроризма).
По информации, размещённой на официальном сайте Исполкома СНГ, Соглашение вступило в силу 12 марта 2020 года. В соответствии со статьёй 17 Соглашения оно вступит в силу для Российской Федерации по истечении 30 дней с даты получения депозитарием от неё уведомления о выполнении процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу. Этой же статьёй предусматривается, что с даты вступления Соглашения в силу в отношениях между его государствами-участниками прекращает действие Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся оснований для отказа Стороны в исполнении запроса об оказании содействия, содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Кроме того, предметом Соглашения являются права и свободы человека и гражданина.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу в общем порядке - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 30 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.