Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 21 июня 2021 г. N 3.4-05/1054
по проекту федерального закона N 1172872-7 "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий" (далее Федеральный закон), принятый Государственной Думой 15 июня 2021 года.
Федеральный закон ратифицирует Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий (далее - Соглашение), подписанное в городе Душанбе 28 сентября 2018 года.
Соглашение подготовлено в целях обеспечения эффективной борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий и создания правовых основ сотрудничества правоохранительных органов Сторон в борьбе с преступлениями в этой сфере. Его положениями предусматривается, что Стороны в соответствии с Соглашением, национальным законодательством и международными договорами, участниками которых они являются, сотрудничают в целях обеспечения предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере информационных технологий.
Согласно статье 2 Соглашения Стороны стремятся к сближению национальных законодательств в области борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий.
В соответствии со статьей 4 Соглашения сотрудничество Сторон осуществляется между компетентными органами непосредственно. Перечень таких органов определяется каждой стороной и передается депозитарию при сдаче уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.
В Соглашении определены виды уголовно наказуемых деяний в сфере информационных технологий, а также формы сотрудничества компетентных органов Сторон при организации борьбы с ними. Основной формой сотрудничества в рамках Соглашения является запрос компетентных органов Сторон об оказании содействия. Соглашением регламентируется исполнение, конфиденциальность, использование и отказ в исполнении указанного запроса.
Отмечаем, что Российская Федерация ратифицирует Соглашение с оговоркой, предоставляющей право признавать деяния, предусмотренные подпунктами "г", "д", "ж", "з", пункта 1 статьи 3 Соглашения, как в качестве уголовно наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, так и в качестве административно наказуемых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обращаем внимание, что ратификация Соглашения с оговоркой обусловлена следующими причинами. Так, согласно статье 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации, в том числе предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом. Содержание подпунктов "г", "д", "ж", "з", пункта 1 статьи 3 Соглашения отличается от законодательных норм в сфере информационных технологий, действующих в Российской Федерации. Кроме того, статья 3 Соглашения рассматривает деяния в сфере информационных технологий только в качестве уголовно наказуемых, тогда как законодательством Российской Федерации предусмотрена также административная ответственность за отдельные такие деяния (например, статьи 6.20, 13.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - распространение материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних; распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности).
Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. После этого в отношениях между его участниками прекращает действие Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 года.
В соответствии со статьей 16 Соглашение после его вступления в силу открыто для присоединения любого государства - участника Содружества Независимых Государств. Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся возможных оснований для отказа Стороны в исполнении запроса об оказании содействия, содержит правила иные, чем предусмотренные российским уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, предметом Соглашения являются права и свободы человека и гражданина.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Реализация Соглашения позволит создать современные правовые механизмы практического взаимодействия компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами других государств - участников СНГ в целях обеспечения предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере информационных технологий.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Федеральный закон не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также иным международным договорам Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает данный Федеральный закон, заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации положительное.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий".
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.