Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1207302-7 "О внесении изменений в статьи 214.2 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения неработающих пенсионеров от НДФЛ с доходов по банковским вкладам)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения неработающих пенсионеров от НДФЛ с доходов по банковским вкладам)" (далее - законопроект) разработан в целях установления льготы для неработающих пенсионеров при уплате налога на доходы физических лиц с доходов в виде процентов по вкладам.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) с 1 января 2021 года устанавливается взимание НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, и в отношении доходов в виде процента (купона, дисконта), получаемых по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства.
С 1 января 2021 года налогом на доходы физических лиц облагается превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на первое число налогового периода.
Например, у физического лица с начала 2021 года открыт рублевый вклад в размере 1,5 млн рублей, ставка по вкладу 5% годовых, проценты выплачиваются в конце срока действия, который заканчивается 1 декабря. Других вкладов нет. Таким образом, процентный доход составит порядка 68 750 рублей. Если ключевая ставка Банка России на 1 января 2021 года - 4,25%, тогда необлагаемый процентный доход за год составит 42 500 рублей. В результате для такого физического лица сумма налога к уплате составит ориентировочно: (68 750 рублей - 42 500 рублей) х 13% = 3 412,50 рублей.
Проценты, выплаченные физическому лицу по валютным счетам, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на день фактического получения этого дохода. При этом изменение размера валютного вклада, вызванное курсовыми колебаниями, при расчете суммы НДФЛ не учитывается.
При расчете НДФЛ не учитывается доход по рублевым счетам, процентная ставка по которым в течение всего года не превышает 1% годовых, а также процентные доходы по счетам эскроу.
Однако в принятом Федеральным законом N 102-ФЗ не учтены интересы социально-слабых групп населения, таких как неработающие пенсионеры, нуждающихся в поддержке в форме, в том числе, налоговых льгот.
Важно отметить, что российское налоговое законодательство отражает избранную любым социально-ориентированным государством политику по поддержке социально-слабых групп населения. В частности, статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождает от налогообложения такие доходы как пенсии, государственные пособия, социальные выплаты, включая выплаты на детей, стипендии, помощь ветеранам Великой отечественной войны и другие. Статьей 407 НК РФ предусмотрено освобождение от налога на имущество по одному объекту налогообложения определенного вида пенсионеров и лиц предпенсионного возраста.
В условиях, когда прожиточный минимум пенсионера не соответствует фактическим потребностям взрослого человека (в 2021 году средний прожиточный минимум пенсионера в целом по России установлен 10 022 рублей), многие граждане стараются в период трудовой деятельности сделать накопления, которые позволят им не бедствовать в старости. Полтора миллиона рублей - это сумма, которую можно скопить за 25 лет, откладывая по 5 тысяч рублей в месяц. Учитывая, что в результате пенсионной реформы возраст выхода на пенсию по старости был повышен до 60 лет для женщин и 65 - для мужчин, чтобы скопить такую сумму потребуется потратить больше половины трудовой жизни. Если откладывать меньше 5 тысяч в месяц, то на накопление суммы в 1,5 миллиона может уйти вся активная в трудовом плане жизнь человека.
С выходом на пенсию неработающий пенсионер больше не имеет трудовых доходов и, как следствие, возможности продолжать создавать накопления. В этих условиях потеря даже трех тысяч рублей в год будет для него ощутимой.
В этой связи законопроектом предлагается освободить неработающих пенсионеров от уплаты НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам при условии, что указанные доходы не превышают за налоговый период двенадцатикратной величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, установленного для пенсионеров на соответствующий год.
Ограничение суммы доходов привязкой к величине прожиточного минимума обусловлено необходимостью обеспечить поддержку именно социально-слабых неработающих пенсионеров, которые, благодаря имеющимся вкладам, получают дополнительный доход в размере не более прожиточного минимума в месяц, а также избежать возможных злоупотреблений путем оформления больших вкладов на пенсионеров их родственниками или иными заинтересованными владельцами вкладов, не относящимися к социально-слабым группам населения.
Также корреспондирующая поправка вносится в статью 214.2 НК РФ.
Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения неработающих пенсионеров от НДФЛ с доходов по банковским вкладам)" не приведет к выпадающим доходам федерального бюджета 2021 года.
В этой связи предлагается определить дату вступления законопроекта в силу с момента опубликования и распространить его действия на правовые отношения, возникшие с 1 января 2021 года.
Выпадающие доходы федерального бюджета 2022 года могут быть учтено в параметрах федерального бюджета на 2022 год.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения неработающих пенсионеров от НДФЛ с доходов по банковским вкладам)"
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) с 1 января 2021 года внесены изменения в части налогообложения полученных доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, а также доходов в виде процента (купона, дисконта), получаемых по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства.
Предусмотрено зачисление НДФЛ с таких доходов в федеральный бюджет. Однако они будут поступать в доход федерального бюджета начиная с 2022 года в связи с особенностями налогового администрирования.
Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в 2022 году дополнительный доход по НДФЛ прогнозировался 100 000,0 млн. рублей, в 2023 - 102 927,5 млн. рублей.
Предлагаемым законопроектом планируется освободить неработающих пенсионеров от уплаты НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам при условии, что указанные доходы не превышают за налоговый период двенадцатикратной величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, установленного на соответствующий год.
В связи с тем, что Федеральный закон N 102-ФЗ, содержащий положения о налогообложении доходов в виде процентов по вкладам, вступил в силу только в текущем 2021 году, и с учетом представленной выше информации, выпадающих доходов федерального бюджета в 2021 году не будет.
В 2022 году выпадающие доходы федерального бюджета при принятии законопроекта возникнут, но точную оценку их объема произвести невозможно в связи с влиянием следующих факторов:
- отсутствия систематизированной информации о числе неработающих пенсионеров, имеющих вклады в банках, расположенных на территории РФ, а также об условиях их размещения: сумме, сроке, процентной ставке;
- вероятностного характера хранения средств на вкладе в течение года (вклад может быть востребован в любой момент);
- изменяющейся величины ключевой ставки Центрального банка РФ и прожиточного минимума пенсионеров.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения неработающих пенсионеров от НДФЛ с доходов по банковским вкладам)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 214.2 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения неработающих пенсионеров от НДФЛ с доходов по банковским вкладам)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.