Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1207293-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
К одним из таких ограничений относится установление зоны с особыми условиями использования территорий - приаэродромной территории.
В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 "Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории" на приаэродромной территории выделяются семь подзон.
В настоящее время ряд субъектов Российской Федерации столкнулся с проблемами при согласовании либо фактическом установлении границ 7 подзоны приаэродоромной территории в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в том числе, после принятия Росавиацией соответствующих подзаконных актов. К примеру, приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 29.05.2019 N 421-П "Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск" установлена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Иркутск.
В целях совершенствования данной процедуры принят Федеральный закон от 11.06.2021 N 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данным актом, в том числе, устанавливается, что в случае, если до 01.07.2021 седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введённых в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена, она должна быть установлена до 01.01.2025 в соответствии с требованиями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации. В то же время, положения закона не действуют в случае совершения указанных действий до 01.07.2021 соответственно, что может вызывать существенные проблемы социально-экономического развития муниципалитетов и регионов и реализации на их территории национальных проектов.
К примеру, сведения о седьмой подзоне приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01.04.2021. С этой даты в отношении более половины территории г. Иркутска вступили в силу ограничения в использовании земельных участков под цели строительства объектов жилья, образовательных и медицинских учреждений, размещения зон для ведения дачного хозяйства и садоводства. По данным администрации г. Иркутска, в рамках действующих разрешений на строительство в зону ограничений попали, в том числе, учебный корпус Иркутского государственного университета, здание радиологического корпуса Восточно-Сибирского онкологического центра, пожарная часть ФГКУ "Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Иркутской области", ряд иных важных социальных объектов.
При этом пунктом 3 части 10 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определено, что до 01.01.2024 в отношении объектов капитального строительства, разрешение на строительство которых выданы до 01.01.2020 и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию отказ в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию наряду с основаниями, предусмотренными пунктами 1-4 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется в случае несоответствия такого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта капитального строительства. В таких ситуациях пункт 5 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяется.
Установление седьмой подзоны приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск приводит к негативным последствиям в виде невозможности осуществления строительства социальных объектов образовательного, медицинского и иного назначения, в том числе в рамках национальных проектов, исполнения поручений Президента Российской Федерации, Губернатора Иркутской области. Также это влечет невозможность исполнения мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, ведет к отказу в выдаче разрешений на строительство объектов социального назначения, невозможности осуществления ввода в эксплуатацию объектов, разрешения на строительство которых выданы после 01.01.2020.
Под риск отказа во вводе в эксплуатацию на территории города Иркутск в настоящее время попало 38 строящихся жилых объектов общей площадью 224 тыс. кв. м., по которым разрешения на строительство выданы после 01.01.2020 года и которые находятся на земельных участках, расположенных в седьмой подзоне приаэродромной территории, где запрещено строительство объектов жилья.
Настоящая инициатива подготовлена в целях исключения на законодательном уровне риска отказа в воде в эксплуатацию уже строящихся объектов в субъектах Российской Федерации, по которым разрешение на строительство получено после 01.12.2020. Это позволит продолжить строительство по уже полученным разрешениям на строительство и исключит риск отказа во вводе в эксплуатацию объектов, попавших в регионах в седьмую подзону приаэродромных территорий, в случае ее официального установления и сохранения в рамках первоначально утвержденных границ, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.