Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.6.1 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на обеспечение правовых гарантий законности и обоснованности привлечения граждан к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения.
В силу статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств и зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи (далее также - СТС), привлекаются собственники (владельцы) этих транспортных средств. При этом согласно ч. 3 ст. 28.6 КоАП используется особый порядок привлечения к административной ответственности: протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом копия постановления может быть направлена ему не только почтой, но и в форме электронного документа.
В связи с очевидным удобством такого упрощенного порядка административного производства ежегодно возрастает интенсивность использования СТС для фиксации нарушений в области дорожного движения. Увеличивается количество не только самих СТС, но и их разновидностей и их технических возможностей. Одновременно расширяется спектр фиксируемых правонарушений.
Так, в 2019 году для автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения использовалось свыше 17 тыс. СТС. С их применением вынесено свыше 122,1 млн. постановлений по делам об административных правонарушениях, т.е. 84% от общего количества вынесенных постановлений по делам данной категории и на 15,6% больше показателей 2018 года.
В 2020 году насчитывалось уже свыше 19,3 тыс. СТС. С их помощью в отношении собственников (владельцев) транспортных средств вынесено 145,5 млн. постановлений по делам об административных правонарушениях (88,9% от общего количества вынесенных постановлений и +19,2% к АППГ). Сумма назначенных штрафов составила 94 млрд. рублей (+13,7% к АППГ). 1
Вместе с тем существуют и определенные трудности, связанные с применением СТС.
Согласно ч. 1 ст. 26.8 КоАП под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Для минимизации ошибок при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, зафиксированном с помощью СТС, предусмотрена оценка полученных данных уполномоченным должностным лицом при вынесении постановления.
Вместе с тем на практике эта процедура дает сбои.
Например, в г. Москве, Республике Татарстан, Волгоградской, Вологодской и Тюменской областях вследствие некорректной работы СТС при фактическом отсутствии события правонарушения десятки тысяч водителей были вынуждены обжаловать вынесенные в отношении них постановления, при этом испытывая объективные сложности в доказывании отсутствия своей вины ввиду отсутствия документально подтвержденных сведений о неправильной работе СТС.
В целях снижения подобных рисков для граждан принят ряд законодательных и организационных мер.
Так, Федеральным законом от 27.10.2020 N 348-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" с 01.01.2021 введено государственное регулирование обеспечения единства измерений, выполняемых при обеспечении безопасности дорожного движения. Закреплены полномочия Правительства РФ по утверждению перечня этих измерений, а также по установлению к ним обязательных метрологических требований, включая показатели точности.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 N 1847 "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений" установлен указанный перечень измерений и обязательные метрологические требования к ним.
При этом в настоящее время общие технические требования и правила применения СТС установлены ГОСТ Р 57144-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" и ГОСТ Р 57145-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения".
Применение данных ГОСТов в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и ввиду отсутствия в Перечне документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 N 2438-р) не является обязательным.
Таким образом, единые обязательные требования к работающим в автоматическом режиме СТС, к правилам их применения, а также к материалам фото- и киносъемки, видеозаписи, полученным с использованием указанных средств, на данный момент отсутствуют, что создает практические трудности при реализации предусмотренного КоАП особого порядка привлечения к административной ответственности, а также влечет дополнительные поводы для недовольства граждан работой контрольно-надзорных органов.
Существенное значение для профилактики правонарушений имеет обеспечение участников дорожного движения объективной информацией о фактах осуществления надзора с помощью СТС.
П.п. "б" п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации Пр-1381 ГС, утвержденного 17.07.2019, предусмотрено принятие мер в целях установления требований об обязательном информировании участников дорожного движения посредством общедоступных информационных ресурсов о местах размещения работающих в автоматическом режиме СТС для фиксации нарушений правил дорожного движения, требований об обязательном обозначении таких средств техническими средствами организации дорожного движения, а также решения вопроса о неприменении штрафных санкций за нарушения, зафиксированные такими средствами, размещёнными с нарушением данных требований.
По общему правилу выбор мест установки средств автоматической фиксации осуществляется на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий. Информация о местах установки систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения отражена в открытом доступе на интерактивной карте сайта Госавтоинспекции (http://rH6flfl^/milestones/).
При этом представляется необходимым нормативно закрепить требования к порядку размещения СТС и информирования о местах их размещения, а также их обозначения.
В целях защиты охраняемых законом сведений, в том числе персональных данных граждан, а также обеспечения соблюдения требований законодательства в области информационной безопасности представляется необходимым установить также обязательные требования к порядку обработки, хранения и направления орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, полученной с использованием СТС информации.
Наличие таких требований призвано исключить возможность использования получаемой с помощью СТС информации для целей, не связанных с осуществлением производства по делам об административных правонарушениях.
На основании изложенного настоящим проектом предлагается наделить Правительство РФ полномочиями:
- по определению требований к используемым для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающим в автоматическом режиме СТС, а также к материалам фото- и киносъемки, видеозаписи, полученным с использованием указанных средств;
- по установлению порядка применения для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения вышеуказанных СТС, включая требования к их размещению, информированию о местах их размещения, их обозначению, а также порядка обработки, хранения и направления в орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, информации об административных правонарушениях, полученной с использованием СТС.
Для урегулирования Правительством РФ указанных положений предусматривается отлагательный срок вступления закона в силу - по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
При этом нарушения установленных Правительством РФ требований и порядков предлагается закрепить в ст. 24.5 КоАП в качестве самостоятельных обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
------------------------------
1 Данные официального сайта Госавтоинспекции МВД России. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 23.04.2021).
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.6.1 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.6.1 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.6.1 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.6.1 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.6.1 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.6.1 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, определяющего требования к используемым для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в том числе к установленному на них специализированному программному обеспечению, а также к материалам фото- и киносъемки, видеозаписи, полученным с использованием указанных средств, и устанавливающего порядок применения для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в том числе требования к их размещению и информированию о местах их размещения, их обозначению, в том числе дорожными знаками и дорожной разметкой, а также порядок обработки, хранения и направления в орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, информации об административных правонарушениях, полученной с использованием указанных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.