Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1158774-7 "О внесении изменений в статью 181.2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (о дистанционном участии в собраниях) внесен депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, А.М. Макаровым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 1158774-7 "О внесении изменений в статью 181.2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (о дистанционном участии в собраниях), внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, А.М. Макаровым (далее - законопроект).
Законопроект нацелен на совершенствование положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), посвященных порядку принятия решения собраний и отражению этих решений в документах соответствующих гражданско-правовых сообществ.
Действующие нормы статьи 181.2 ГК РФ были разработаны и включены в ГК РФ еще в 2013 году и не учитывают, то обстоятельство, что для проведения заседаний собраний могут использоваться современные информационно-коммуникационные технологии.
В результате при применении этих правил на практике сложился ряд заблуждений относительно характера действий участника гражданско-правового сообщества, который путем видеоконференцсвязи или иным аналогичным способом наблюдает за происходящим на заседании, задает вопросы другим участникам, выступает перед ними, а затем формирует и выражает свою волю по вопросам повестки дня (последнее действие он также нередко совершает посредством применения той или иной информационно-коммуникационной технологии). Нередко такие заседания не считают очными, что абсолютно неверно.
Из положений действующей редакции статьи 181.2 ГК РФ и сейчас вытекает, что гражданско-правовое сообщество может принимать решение как при встрече (участии) его членов (когда вопросы повестки дня обсуждают и голосуют по ним "присутствующие"), так и без проведения встречи, то есть так называемым опросным путем или, как указано в абзаце втором пункта 1 этой статьи, "посредством заочного голосования" (когда голосуют "отсутствующие").
Законопроектом предлагается этот подход изложить в более точном словесном воплощении в положениях указанной статьи.
Концепция законопроекта исходит из того, что само собрание как присутствие вместе его участников с возможностью их взаимодействия, воздействия друг на друга, в частности, путем непосредственного участия в дискуссии (постановки вопросов, уточнения информации, предоставления иной информации, высказывания возражений и пр.), может быть только очным.
В цифровую эпоху способ присутствия физического лица (члена сообщества или его представителя) на собрании и его участия в заседании может быть как физическим (телесным), так и виртуальным. Иными словами, очно присутствовать на заседании можно "офлайн" и "онлайн". В последнем случае речь идет как раз о дистанционном присутствии, то есть о таком участии в заседании, которое обеспечивается с помощью современных средств связи, обеспечивающих два главных фактора действительности решения любого собрания - достоверную аутентификацию участников обсуждения и надлежаще сформированную, выраженную без дефектов волю участников (в том числе за счет их вербального контакта друг с другом, позволяющего им с помощью вопросов и ответов сформировать и в дальнейшем выразить свою волю).
Именно этот подход авторами законопроекта предлагается отразить в пункте 1 статьи 181.2 ГК РФ, а описание заочного голосования предложено при этом в новом пункте 1.1 этой статьи ("Решение собрания может быть принято без проведения заседания (заочное голосование) посредством отправки... документов, содержащих сведения об их голосовании").
Названные способы проведения собрания можно сочетать, тогда будет иметь место смешанный формат собрания.
Для голосования как такового его очный или заочный характер не может иметь юридического значения. Голосование участника гражданско-правового сообщества как волевое действие всегда реализуется самим участником лично, присутствие в это время других участников сообщества юридически безразлично (за исключением случаев, когда они неправомерно оказывают воздействие на формирование воли участника).
При этом голосование может осуществляться физическим лицом, выражающим свою волю, непосредственно - поднятие руки (в том числе на экране электронного гаджета), вставание, произнесение нужного слова (в том числе в микрофон электронного устройства) и пр., так и опосредованно, то есть с использованием технических средств, в том числе электронных - заполнение бумажного бюллетеня, нажатие кнопки на пульте для голосования, выбор нужного варианта при голосовании с помощью программных средств (например, "гугл-опрос", "зум-голосование") и пр.
Исходя из описанного подхода к "собранию" и заочному голосованию, законопроектом предлагается закрепить в статье 181.2 ГК ряд универсальных правил проведения собраний и оформления их решений:
1) Заседания собраний всегда являются очными, при этом участники могут присутствовать на заседании лично (в месте проведения заседания), а могут также участвовать в заседаниях дистанционно. Принятые в таких случаях решения правильно именовать "принятые путем голосования на очном заседании собрания";
2) При принятии решения исключительно путем заочного голосования собрание не происходит, такие решения правильно именовать "принятые путем заочного голосования";
3) Законом, единогласным решением участников или уставом юридического лица может быть предусмотрено совмещение голосования на очном собрании и заочного голосования;
4) Место проведения собрания всегда подразумевает определенное помещение или определенную территорию;
5) В случаях применения дистанционных технологий в протоколе следует указывать способ дистанционного участия членов гражданско-правового сообщества;
6) Вместо протокола можно использовать иной способ подтверждения принятия решения, если это допускается законом, единогласным решением собрания или уставом юридического лица.
Законопроект допускает возможность составления привычного "бумажного" протокола, протокола в виде электронного документа (в этом случае требование о письменной форме протокола будет подчиняться абзацу второму пункта 1 статьи 160 ГК РФ), а также возможность использования аудиовизуального или иного аналогичного средства фиксации вместо составления протокола. Такие средства фиксации станут также надлежащими доказательствами в случае судебного спора между участниками гражданско-правового сообщества. Важным требованием законопроекта, предъявляемым к новым способам подтверждения принятия решения собранием, станет требование об обеспечении хранения и воспроизведения указанных в статье 181.2 ГК РФ сведений (тех сведений, которые должны отражаться в привычном "бумажном" протоколе).
Указанные универсальные правила статьи 181.2 ГК РФ в редакции законопроекта будут распространяться на порядок принятия решений собраниями участников (акционеров) хозяйственных товариществ и обществ, порядок принятия решений собраний, конференций и съездов различных корпоративных некоммерческих юридических лиц (ассоциаций, товариществ, кооперативов, общественных организаций и пр.), советов директоров (наблюдательных советов), попечительских советов, правлений юридических лиц, коллективов сособственников, в том числе сособственников недвижимости, собственников так называемых земельных долей, собраний кредиторов в банкротстве, собраний владельцев облигаций, а также во всех других случаях, когда в силу закона необходимо принятие решения коллективами участников гражданско-правовых сообществ.
Принятие законопроекта позволит внести дополнительный вклад в создание правовых условий для развития так называемой цифровой экономики, обеспечит удобные для участников гражданско-правовых отношений формы взаимодействия, а также необходимые гарантии их интересов для случаев проведения собраний.
Законопроект оформлен в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года).
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в 1 чтении проект федерального закона N 1158774-7 "О внесении изменений в статью 181.2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (о дистанционном участии в собраниях), внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, А.М. Макаровым.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.